Гештальтист, кто это?

Гештальтист, кто это?

Основные положения, методы и техники гештальт-терапии

Что это такое?

Гештальт-терапия — это метод практической психологии, направленный на осознание и анализ пациентами всего невысказанного, подавленного и незавершенного в жизни, с целью избавления от проблем и гармонизации личности.

Гештальт-подход основан на собственных теоретических тезисах, постулатах психоанализа, элементах психодрамы и биоэнергетики.

Основателем данного направления является немецкий ученый — Фриц Перлз, он использовал для его развития теорию психоанализа, которую постоянно дополнял собственными умозаключениями. Холистический подход (единство души и тела, чувств и эмоций) в гештальт-терапии появился благодаря трудам психологов Вертгеймера, Келера, Курта Гольдштейна. Развитие телесных ощущений позиционировал исследователь Райх, а элементы психодрамы ввел Якоб Морено.

Пройдя гештальт-терапию, человек начинает видеть, ощущать и понимать собственную личность не как набор отдельных черт характера, качеств, желаний, запретов и способностей, а целиком как единый организм, которым он может управлять. В процессе лечения терапевт помогает пациенту «извлечь» из подсознания «болезненные» воспоминания, образы, мысли, чувства и «поработать» над ними.
В итоге должен получиться гештальт (внутренний образ проблемы и преграды к выражению эмоций). Его пошаговый анализ позволяет людям выстраивать гармоничные отношения с собой, близкими людьми и окружающим миром так, чтобы получать при этом удовольствие и положительные эмоции.

Изменение привычного восприятия себя, своего поведения, возрождение искренности и умения радоваться, переосмысление поступков и взаимоотношений — вот что такое гештальт-терапия простым языком.

На своих консультациях или групповых тренингах гештальт-терапевты учат пациентов:

  • всегда опираться на свои желания и потребности, с учетом реальности и обстоятельств;
  • не подавлять своих чувств и не накапливать негатива;
  • выражать себя в общении, творчестве, деятельности.

Основные положения гештальт-подхода — это:

  • развитие внимательного отношения и быстрого отклика на любые собственные эмоции;
  • обогащение, увеличение и сохранение внутренней энергетики;
  • раскрепощенность проявления телесных реакций;
  • стремление у аутентичности (выстраиванию гармоничных отношений со своим организмом).

Цикл действий в такой терапии Гештальт-терапия наиболее эффективна для женщин (из-за их эмоциональности), мужчинам такое длительное внимание и тщательный разбор чувств может показаться преувеличением, они обычно руководствуются доводами разума и с легкостью игнорируют свои желания и потребности в угоду достижениям и успехам.

Кроме того, в обществе слишком эмоциональный мужчина считается слабым, поэтому говорить о своих проблемах многим представителям сильного пола непросто даже при встрече с психотерапевтом.

Основные методы и техники

В гештальт-подходе используются:

  • работа с чувствами;
  • упражнения на выражение своего состояния движениями тела;
  • анализ снов и воспоминаний;
  • работа с вымышленными персонажами (обыгрывание ситуаций и чувств).

Процесс терапии считается эффективным:

  • если он длится не больше 2-х лет;
  • показывает пациентам сильные черты их личности;
  • способствует позитивному восприятию себя в мире.

Этапы гештальт-терапии:

  • поиск проблем, явного и «замаскированного» негатива у клиентов, слабых сторон их личности;
  • анализ и «отпускание» обнаруженных препятствий;
  • формирование доверия к собственной сфере чувств и обучение свободному выражению эмоций (с учетом социальных норм и правил).

Главная роль в любых гештальт-методиках отводится эмоциям, движения же разума считаются вторичными, их учитывают, если они не подавляют сферу чувств.

Базовые 5 эмоций в гештальт-терапии

Задача гештальт-терапевта помочь пациенту увидеть каким образом он «препятствует» удовлетворению своих потребностей, какие психологические блоки он выставляет и вместе найти приемлемые способы их удовлетворения.

Задача клиента — рефлексия (осознание и выражение) своих чувств и связанных с ними поступков.
Основная стратегия гештальт-терапии — это развитие желания принятия себя (техники изменения личности в ней практически не используются).
Терапевты гештальт-подхода в своей работе оперируют специальными терминами:

1. Интерпроекция. Подмена реальных потребностей людей навязанными (обществом, традициями, значимыми людьми).

2. Конфлюэнция (отсутствие границ между внешней средой и организмом).Слияние чувств и поступков с целью получения максимального удовлетворения от жизни.

3. Ретрофлексия. «Замораживание» в подсознании своих потребностей и желаний.

4. Цикл-контакт. Процесс формирования в сознании клиента образа препятствия, выражения чувств относительно проблемы, разрушения гештальта.

5. Преконтакт. Стадия формирования гештальта с преобладанием ощущений его фона (на основе телесных ощущений возникает образ главенствующего чувства).

6. Контактинг. Свободное выражение чувств и преодоления эмоциональных » зажимов».

7. Финальный контакт. Отождествление себя с гештальт-образом, осознание единства чувств и действий.

8. Эготизм. Самопрерывание цепочки гештальт-терапии. Уход от осознания потребности, предотвращение перехода в финальный контакт и застревание на контактинге.

9. Постконтакт. Растворение фигуры гештальта в фоне. Получение и закрепление опыта эмоционального и телесного выражения чувств.

Таким образом, весь процесс традиционной гештальт-терапии представляет собой формирование в сознании пациентов фигуры и фона и поэтапное отражение их внутренней работы над психологическими проблемами.

А вот что это такое простыми словами:

  • осознание своих эмоций в состоянии покоя;
  • анализ чувств и желаний при возникновении раздражителя;
  • формирование целостного образа (гештальта) провоцирующего фактора и реакции на него;
  • эмоциональное реагирование на него;
  • катарсис (снятие напряжения и возникновение удовлетворения);
  • возвращение к гармоничному состоянию

Упражнения

Индивидуальные или групповые занятия с гештальт-терапевтом позволяют
шаг за шагом «обнажить» эмоциональные «шлаки» в подсознании клиентов, привести их к осознанию проблемной ситуации, научить проявлять себя согласно внутренним порывам и жить в гармонии со своим организмом.

В начале терапии используются упражнения, направленные на фокусировку чувств и их рефлексию, затем используются техники высвобождения негативных эмоций. Врач осуществляет общее руководство процессом формирования гештальта, он заостряет внимание пациентов на проблемных моментах, поощряя осознание необходимости свободного выражения своих эмоций.

Примеры упражнений:

1. «Горячий стул». Клиент садиться в центр группы (на тренингах обычно участники сидят по кругу) и ему предлагается рассказать о том, что его беспокоит. После диалога с пациентом на «горячем стуле» тренер просит выразить чувства и ощущения других участников. Все они должны побывать в центре круга.

2. Осознание. Здесь пациенты рассказывают об ощущениях и мыслях в настоящий момент.

3. Усиление телесных проявлений во время занятий. Любые невербальные жесты участников тренинга терапевт просит утрировать, например, постукивание пальцев превратить в «барабанную» дробь.

4. Челночное движение. Нагнетание фона к фигуре. Если клиент сообщает об одиночестве, терапевт старается максимально негативно «окрасить» фон, т.е. делает акцент на телесных проявлениях (дрожи, сжимании рук или ног и т.д.).

5. «Пустой стул». В этом упражнении на стуле в центре пациенты ведут диалог не с реальным человеком, а с воображаемым, умершим или самим собой.

6. Совершение кругов. Все члены группы по кругу высказываются друг друге.

Отзывы

Пациентка Мария:

Я посещала групповые занятия около месяца. На них я познакомилась с людьми у которых схожие со мной проблемы. Вначале было странно давать ход чувствам, но постепенно я поняла, что с эмоциями уходит и негатив. Я стала позволять себе в реальной жизни намного больше, научилась радоваться как ребенок и жить в согласии с собой.

Пациентка Ольга:

Не совсем верила, что практическая психология способна избавить меня от зажатости и скованности. Но именно благодаря гештальт-терапии я смогла полюбить себя и сделать то, что давно хотела. Я поняла разницу между своими желаниями и навязанными мне стандартами поведения. Это такая свобода — поступать согласно своим чувствам и не прятать их!

Пациентка Алена:

Я стала «уютной» для самой себя, тревожность и скованность ушли. Я спокойна как никогда, весела и ценю себя.

Пациент Владимир:

Это был очень странный для меня опыт. Я понял, что те чувства, что внутри меня, гораздо «объемнее» и богаче, чем их внешние проявления. Я перестал их стеснятся и стал говорить о них своей жене. Мы стали намного ближе, оказывается ей всегда очень хотелось, чтобы я говорил ей о любви. Моя жизнь действительно изменилась — она стала ярче!

Пациентка Марина:

Я рада, что прошла терапию. Только тут поняла, что окружающие своими манипуляциями чуть не сделали из меня невротика. Осознание того, что я могу жить своей жизнью и эмоциями пришло не сразу, но этот путь вернул мне здоровье и психическое и физическое.

Обучение

Гештальт-терапия сложное направление в психологии, с философским и гуманистическим уклоном и для того, что бы изучить ее практически необходимо обучиться у профессионалов.

В наши дни учебные курсы можно пройти в образовательных учреждениях: очно, заочно и даже онлайн.

В Москве лекции и мастер классы от профессоров, доцентов и ведущих специалистов предлагает институт гештальт терапии и центры по повышению квалификации в области психологии. Желающие могут познакомиться как с базовыми понятиями гештальт-метода, так и с его тонкостями.

Обучение организуется так, что теория и практикум чередуются, что позволяет участникам группы закрепить знания через личный опыт участия в психотерапевтических занятиях.

Изучение гештальт-терапии необходимо:

  • для специалистов, которые планируют использовать этот метод в своей практике;
  • для психотерапевтов, желающих поработать над собственными проблемами;
  • для практикующих психологов и психиатров, которые хотят расширить свои знания по профессии.

Продолжительность обучения от 3-х до шести месяцев. Стоимость от десяти до сорока тысяч рублей, в зависимости от продолжительности и содержания программ обучения.

Видео:

Гештальт-терапия – Что это такое?

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Общие сведения

Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Теория данного направления включает в себя целый ряд практик. Это и телесно-ориентированная терапия, и традиционный психоанализ, и гештальтпсихология, и психодрама, а также многие другие психологические направления и концепции. Термин «гештальт» произошел от немецкого слова «gestalt», что в переводе означает «фигура» или «форма». Говоря простым языком, можно дать следующее определение данному понятию: гештальт – это целостный образ определенной ситуации. Научным языком это звучит так: гештальт – это целостная структура на поле взаимодействия человека и окружающей его среды, которая охватывает промежуток между возникновением потребности и ее удовлетворением. Согласно данному направлению человек и все, что находится вокруг него, являются единым целым. Отцом-основателем данной терапии принято считать психолога Фридриха Перлза.

Есть контакт?

Контакт и граница – это два основных понятия гештальт-терапии.
Под контактом подразумевают процесс взаимодействия человеческих потребностей с возможностями окружающей среды. Удовлетворение тех или иных потребностей возможно только тогда, когда человек войдет в контакт с окружающим его миром:

  • чтобы утолить голод, необходима пища;
  • когда мы испытываем жажду, мы начинаем искать воду;
  • чтобы утолить потребность в общении, мы ищем других живых существ.

Граница контакта представляет собой место, в котором человеческий организм встречается с окружающим миром. Чаще всего человек воспринимает это место как границу между внутренней частью его тела и тем, что находится извне. Однако данные границы не всегда столь четки. Так, к примеру, воду принято считать частью внешнего мира.
Но как быть, если человек выпил воду, и она оказалась внутри него?

Идентификация и отчуждение:

Оба данных феномена появляются на границах. Под идентификацией скрывается деление на «свой» и «чужой», где «свой» при любых обстоятельствах роднее и ближе. Все положительные отношения в лице дружбы, любви и партнерства находятся в пределах внутренних границ. Что же касается отрицательных отношений, то их относят к категории чужих, так как они все время отторгаются человеком. Как только границы нарушаются, у человека практически сразу же возникают многочисленные проблемы, которые он начинает преодолевать.

Когда возникает гештальт?

Жизнь каждого человека – это нескончаемые гештальты, причем они могут быть как маленькими, так и большими. Ссора с любимым человеком, взаимоотношения с детьми или родителями, влюбленность, дружба, разговор с сотрудником по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть в любой момент, причем не по нашей воле, а вследствие возникновения потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту присуще начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. К сожалению, далеко не всегда исполняются все желания человека без исключения. В итоге, завершение цикла может занять как секунду, так и всю жизнь.

В идеале цикл гештальта выглядит следующим образом:

1. Возникновение потребности;
2. Поиск возможности ее удовлетворения;
3. Удовлетворение;
4. Выход из контакта.
Нередко данному процессу мешают те или иные внутренние либо внешние факты. В результате, цикл остается незавершенным, так как происходит разрыв границы контакта.
В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает мучить человека на протяжении всей его жизни, при этом мешая удовлетворению других потребностей. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Что может сломаться?

1. Интроекция – включение во внутренний мир человека установок, оценок либо мотивов других людей без критического к ним отношения. В детском возрасте интроекция особенно важна, так как она помогает ребенку стать личностью. Патологическая интроекция является следствием восприятия всех принципов, идей и привычек целиком, без того, чтобы проверить их на совместимость с накопленным опытом.
2. Проекция – представляет собой тенденцию перекладывать на окружающий мир ответственность за то, что начинается в человеке. Люди используют проекцию чаще всего тогда, когда они не в состоянии руководить своими отрицательными эмоциями. При помощи нормальной проекции удается наладить взаимоотношение с другими людьми. Что же касается ее патологической формы, то она подменяет собой реальность.
3. Конфлюэнция или слияние – состояние отсутствия границы контакта. В таких случаях человек утрачивает осознание себя. В нормальном состоянии временное слияние может наблюдаться у возлюбленных или у матери и младенца. Психика таких людей чаще всего самостоятельно идентифицируется за короткий промежуток времени. В случае патологического слияния люди начинают контролировать поведение других людей сверх допустимых норм.
4. Ретрофлексия – стремление сделать себе то, что хотелось бы сделать с другими либо получить от других. Патологическая ретрофлексия в большинстве случаев отмечается наряду с каким-то психосоматическим заболеванием. Такие пациенты намеренно причиняют себе боль. Некоторые заканчивают жизнь самоубийством.
Понятно, что гештальт во всех случаях должен быть завершен, дабы у человека была возможность избежать всех этих неприятностей. Если же этого не случилось, тогда стоит получить консультацию гештальт-терапевта.

Гештальт-терапевт – в чем заключается его роль?

Гештальт-терапевтом именуют специалиста, который практикует непосредственно гештальт-терапию. Все специалисты данного направления исходят из того, что они являются частью терапевтического взаимодействия. Гештальт-терапевт обязан раскрыться перед своим пациентом также как и он раскрывается перед ним, то есть полностью. Его роль заключается в вызове реакций у пациента, а также в проигрыше ситуаций «здесь и сейчас».
Слова «здесь и сейчас» принято считать ключевым понятием гештальт-терапии. Каждый из нас вспоминает о том, что происходило с ним раньше. Кроме этого мы все время фантазируем о нашем будущем. О том, что же происходит с нами в данный момент, мы чаще всего даже не задумываемся. На самом-то деле мы живем «здесь и сейчас». Никто из нас не в силах изменить свое прошлое.
Так зачем тогда о нем вспоминать?
Нужно думать о сегодняшнем дне и о том, как именно он отразится на нашей дальнейшей жизни. Такой подход помогает по-другому взглянуть на свои переживания и ощущения. Именно этому и учат гештальт-терапевты.

Техника проведения гештальт-терапии

Гештальт-терапия представляет собой экспериментальный, а также экзистенциальный подход в психотерапии и консультировании, который основывается, прежде всего, на опыте. Целью данного метода является расширение собственного сознания человека при помощи осмысленности своей собственной жизни, а также улучшения взаимосвязи с окружающим миром и другими людьми. Данный метод терапии основывается на нескольких главных понятиях. Одним из этих понятий является контакт. Научившись контактировать с внешним миром, с окружающими людьми, а также своим внешним миром, человек может кардинально изменить всю свою жизнь. Такой подход помогает также получить уважение других людей, при этом заняв одну из лидирующих позиций в обществе.

«Гештальт» — что же это такое?

В переводе с немецкого языка данный термин означает «фигура», «образ», «форма». С точки зрения психологии под этим термином скрывается специфическая организация частей, которая дает возможность получить определенное целое. Что касается гештальтпсихологии, то в данном случае речь идет о направлении психологической мысли, которое основано на том, что исследование тех или иных частей не дает возможности получить целостный образ. Эксперименты, проведенные специалистами данной области, показали, что восприятие каждого человека наделено своей собственной организацией. Те или иные внешние раздражители не оказывают на него механического влияния.

На чем же останавливает свой выбор наше восприятие?

Созерцая внешний мир, восприятие избирает только те вещи, которые ему действительно интересны либо те, которые стоят для него на первом месте. Так, к примеру, чувствуя жажду, человек в самую первую очередь увидит стакан с водой, а не яства, которые его окружают. Как только жажда будет утолена, внимание сразу же переключится на более вкусную пищу. Наше восприятие работает таким образом, что на первый план выходит самая важная фигура. Это касается не только еды, но и болевых ощущений, образа любимого человека и даже слов. Все же остальное в таких случаях испаряется либо теряет свои четкие очертания. Получается, что человек просто не видит всего остального, так как все остальное для него не имеет никакого значения. Чтобы проиллюстрировать данный феномен применяются специальные картинки, состоящие из двух изображений.

Человек и окружающая среда – едины ли они?

Каждый человек является целостным социологическим, биологическим, а также психологическим существом. Человек в совокупности с окружающей его средой – это не что иное, как гештальт, то есть одно целое. Окружающий нас мир оказывает прямое воздействие на человеческий организм, и наоборот каждый организм создает свою собственную среду. То же самое происходит и в случае с межличностными отношениями. Каждый человек регулярно подвергается воздействию окружающих людей, однако и он сам своим поведением нередко вынуждает других людей меняться, причем как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Техника проведения гештальт-терапии:

На сегодняшний день гештальт-терапию чаще всего практикуют в группах. Техника проведения таких занятий выглядит следующим образом:
Горячий стул: все члены группы садятся на стулья, расположенные по кругу. В кругу находится так называемый «горячий стул», на который садится один из членов, причем по собственному желанию. Человек, сидящие в кругу, начинает говорить обо всех проблемах, которые его волнуют. Все остальные участники могут задавать ему вопросы, на которые он обязан откровенно отвечать. Очень важно, чтобы этот человек почувствовал теплую атмосферу, которая придаст ему уверенности в себе.
Здесь и теперь: во время беседы обсуждаются только те проблемы, которые волнуют людей на данный момент. Никаких разговоров о прошлом. Если кто-то и окунается в прошлые события, все остальные члены группы сразу же переключают его к реальности. Все происходит незаметно для участников. Во время беседы все действия выполняются тактично.
Две роли: напротив человека, который сидит на «горячем стуле», кладут пустой стул. Человек должен вообразить, что на этом стуле сидит другой человек, с которым он находится в конфликте. Клиент начинает играть роли сразу же двух людей, при этом периодически меняя свое месторасположение. Находясь на своем стуле, он говорит от своего лица, а вот на стуле воображаемого партнера он должен выступать от его имени. Данным образом ему удается понять истинное состояние того человека, с которым у него не сложились отношения. Чаще всего во время такой беседы психотерапевт остается безучастным. Он только следит за происходящим и делает свои выводы. Вмешаться в ситуацию он может только тогда, когда она начинает болезненно отражаться на пациенте.
Обратная связь: под данным термином скрывается постоянная психологическая связь пациента со своим лечащим врачом, который выполняет в данном случае роль зеркала. Посмотрев в это зеркало, больному удается увидеть свое истинное лицо. По-другому он начинает смотреть и на сложившуюся ситуацию, что помогает ему справиться с ней намного быстрее и легче.
Действие: специалист гештальт-терапии прикладывает все необходимые усилия для того, чтобы его пациент начал действовать. Под действиями подразумеваются такие качества как активность, самостоятельное осознание, а также инициативность.
Сейчас я осознаю: суть данного упражнения заключается в тренировке усилий и активности пациента, которые направлены на анализ содержания своего сознания в данный конкретный момент. Во время выполнения данного упражнения очень важно регулярно повторять одну и ту же фразу, а именно «сейчас я осознаю…».
Во время таких занятий клиентам удается:

  • расширить осознание;
  • найти свое истинное место в мире;
  • освободиться от воспоминаний о прошлой жизни;
  • улучшить концентрацию сознания и мыслей.

Цели гештальт-терапии:

Основной целью данного направления является достижение человеком более полного осознания себя. Он познает:

  • свои телесные процессы;
  • мысли;
  • чувства;
  • желания;
  • потребности;
  • межличностные отношения;
  • взаимосвязь с внешним миром.

В итоге, пациент способен контролировать свое поведение, применяя те или иные аспекты своей собственной личности. Жизнь таких людей становится более осмысленной и наполненной. Они избавляются от всех невротических и психологических комплексов и симптомов.

Практика гештальт-терапии:

Данное направление представляет собой определенную психотерапевтическую методологию. Первоначально специалисты применяли техники, взятые из разнообразных терапевтических практик. Так, к примеру, Перлз применял техники психодрамы. Под психодрамой скрывается метод работы в группах, в ходе которого для изменения и понимания внутреннего мира применяется инструмент драматической импровизации. На сегодняшний день список используемых техник огромен. Он включает в себя техники танцевальной и телесной терапии, а также различные виды арт-терапии в виде музыкотерапии и рисунков. Все они помогают развить целостный образ в пяти сферах жизни человека:
1. Эмоциональной – сфера чувств и эмоциональных переживаний и способности к их пониманию и выражению;
2. Социальной – культурное окружение, комплекс социальных отношений, взаимоотношения с другими людьми;
3. Физической – комплекс аспектов физической и материальной жизни, сексуальная зрелость, материальное благополучие, физическое здоровье;
4. Духовной – знания об окружающем космосе, знание духовных ценностей, познание самого себя и законов жизни;
5. Рациональной – способности к рациональному анализу, мышлению, творчеству, планированию, предвидению.

Где применяется гештальт-терапия?

  • семейная терапия;
  • гештальт-педагогика;
  • клиническая психотерапия;
  • тренинги для представителей тех или иных профессиональных групп;
  • консультирование организаций;
  • тренинги для людей, которые стремятся к улучшению коммуникабельности и личностному росту.

Длительность курса гештальт-терапии:

Данный метод терапии относят к среднесрочным методам лечения. Такое лечение предусматривает как минимум 10 встреч с частотой 1 раз в неделю. Некоторым пациентам приходится проходить курс лечения, достигающий и 30 встреч. Все зависит от проблемы, задач, которые ставятся перед специалистом и некоторых других фактов.

О гештальт-терапии своими словами.

О гештальт-терапии своими словами.

Я долго собиралась с силами, чтобы написать небольшую и понятную статью о том, что такое гештальт-терапия. Во-первых, меня часто спрашивают о том, чем я занимаюсь. Во-вторых, хочется и самой поделиться. В-третьих, всё-таки профессионалу, на мой взгляд, важно уметь рассказать о своей деятельности просто, ясно и, по возможности, коротко.

На самом деле, для меня это сложно. Как уместить всё важное и интересное, что я знаю, всего в нескольких страницах? Каждый раз, когда я начинала писать, мне казалось, что я что-то упускаю, что-то недоговариваю. Что-то важное, существенное, необходимое для понимания.

А рассказать всё-таки хочется. И сейчас я попробую. Пусть рассказ будет очень субъективным и далеко не полным. Сейчас для меня важно, что он будет именно мой.

Надеюсь, что у меня получится, и рассказ окажется интересным, полезным и, может быть, даже важным для кого-то ещё кроме меня.

Гештальт. Как много в этом слове…

Начну с самого понятия «гештальт».

Слово «гештальт» пришло к нам из немецкого языка (gestalt). В словарях в качестве перевода вы найдёте: форма, целостная форма, структура, образ и т.д.

Наиболее понятным для меня является определение гештальта как целостного образа, несводимого к сумме его частей.

Учёными установлено, что человек воспринимает действительность целостными структурами (гештальтами). То есть в процессе восприятия отдельные элементы действительности объединяются в единый осмысленный образ и становятся ясной целостной фигурой на фоне каких-то других элементов, которые в данный образ не вошли.

Очень ярким и простым примером может служить следующий текст:

«По рзелульаттам илссеовадний одонго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувымгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.»

Итак, мы читаем не отдельные буквы, а в некотором смысле сумму букв. В процессе восприятия мы очень быстро объединяем буквы в единые понятные нам слова.

Читая этот текст, мы с большей вероятностью выделяем в нём слова, чем пробелы. Можно сказать так, что слова данного текста становятся для нас фигурой, а пробелы являются фоном. Необходимым фоном – для того, чтобы именно такие слова мы увидели, а не какие-то другие. Если пробелы убрать, то восприятие текста окажется существенно затруднено.

Гештальт – это целостная форма, образ, который приобретает уже совсем иные свойства, чем свойства составляющих его элементов. Поэтому гештальт не может быть понят, изучен путём простого суммирования составляющих его частей:

  1. Текст, написанный выше в качестве примера – это не то же самое, что простая сумма входящих в него букв, знаков препинания, пробелов и т.д.
  2. Мелодия и простой набор звуков, её составляющих – это не одно и то же.
  3. Яблоко, увиденное на прилавке магазина не равно «круглая форма + красный цвет»
  4. «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать». Элементы одинаковы. Но фразы кардинально отличаются друг от друга по смыслу.

На восприятие человека в каждый конкретный момент действует много факторов – внутренних и внешних. К внешним мы можем отнести особенности окружающей среды. Если вернуться к примеру с текстом, то имеет значение, какие именно буквы написаны, в каком порядке расставлены слова, каким шрифтом они написаны… каково освещение в вашей комнате сейчас и многое, многое другое.

К внутренним факторам относятся: прошлый опыт, сиюминутное состояние организма (психологическое, физиологическое), устойчивые индивидуально-психологические особенности (черты характера, особенности мировоззрения, убеждений, взглядов на мир, особенности нервной системы и т.д.). Влияние внутренних факторов на восприятие человека ярко иллюстрируют такие известные в народе фразы: «У кого что болит, тот о том и говорит», «Каждый понимает в меру своей испорченности», «Кто что хочет видеть, то и видит», «Смотреть на мир через розовые очки» и т.д.

Внешние и внутренние факторы, действуя вместе, взаимно влияют на то, как человек воспримет тот или иной объект, явление, ту или иную ситуацию.

Гештальт-психология и гештальт-терапия.

Я нередко сталкиваюсь с тем, что начинающие студенты и просто интересующиеся путают, объединяют понятия гештальт-психология и гештальт-терапия.

А это не одно и то же.

Гештальт-психология – это научная школа психологии, немецкая по своему происхождению, которая возникла в связи с исследованиями восприятия и открытиями в этой области. К её основателям относят немецких психологов Макса Вертгеймера, Курта Коффку и Вольфганга Кёлера.

В центре внимания гештальт-психологии – характерная для психики особенность организовывать опыт в доступное пониманию целое (в гештальты). Гештальт-психологи исследовали законы устройства гештальтов, процессы формирования и разрушения гештальтов, факторы и закономерности этих процессов.

Гештальт-терапия – это одно из современных и довольно распространённых сейчас в мире направлений психотерапии. То есть это практико-ориентированный подход в психологии и вытекающий из него метод оказания психологической (психотерапевтической) помощи.

Самым известным основателем гештальт-терапии является Фридрих Перлз. Именно он сформулировал первые ключевые идеи, которые затем развивал вместе с коллегами (Лаурой Перлз, Полом Гудманом и другими). Гештальт-терапия развивается и сейчас.

Гештальт-терапия, конечно же, связана с гештальт-психологией. Но не является её прямым потомком. Открытия, идеи гештальт-психологов явились одним из оснований для гештальт-терапии. В качестве других оснований можно выделить феноменологию (направление философии 20-го века), идеи восточной философии, психоанализ.

Гештальт-терапия не сразу обрела такое своё название. В качестве альтернатив, как говорят, были «Терапия сосредоточением» и «Экспериентальная терапия» (от слова «experience» — переживание, чувство). И эти названия так же хорошо, на мой взгляд, отражают суть подхода.

Лично мне ещё нравится определение гештальт-терапии, как терапии замедлением.

Что такое гештальт-терапия (гештальт-подход в психотерапии)?

Гештальт-терапия, как любой самостоятельный подход и метод, опирается на определённые представления о природе человека, об устройстве человеческой психики, о возникновении психологических проблем и о путях решения этих проблем.

Вообще, когда я что-то рассказываю людям о психологии, у меня возникают сомнения в том, стоит ли употреблять слово «проблема». Оно заезжено. Оно имеет много разных житейских толкований. Оно часто вызывает у современного человека некоторое отторжение, поскольку не очень приятно говорить или мыслить о себе, как о том, у кого есть проблемы. С другой стороны, слово довольно простое, короткое и удобное. Я подумала, что оставлю его. Просто предварительно расскажу, что я под этим словом понимаю.

Есть замечательное, на мой взгляд, определение. Проблема – это условие, вопрос, положение или даже объект, который создаёт затруднение, хоть немного побуждает к действию и связан или с недостатком, или с избытком чего-либо для сознания человека.

Поскольку затруднение, а так же избыток и/или недостаток чего-либо для сознания в первую очередь определяются самим человеком, то и решать, есть ли у вас какая-то психологическая проблема, исключительно вам самим. Во всяком случае, с тех пор, как вы являетесь совершеннолетним человеком. И до тех пор, пока вы сами не начнёте представлять проблему для других людей.

Если же говорить о моём личном опыте и мнении, то проблемы у человека есть всегда – самые разные. И практически все они так или иначе связаны с психологией конкретного человека. И решать их можно по-разному: какие-то самостоятельно, какие-то с помощью окружающих людей (близких, друзей, знакомых, коллег… наёмных специалистов разного профиля). Это тоже вопрос субъективный и каждый в конечном итоге выбирает сам.

Вернусь к описанию подхода.

В гештальт-подходе человек рассматривается как организм, наделённый, как и все другие живые организмы, естественной способностью к саморегуляции. Одной из важнейших природных основ саморегуляции являются эмоции, чувства. Они являются маркерами наших потребностей. А вся жизнь человека – это и есть процесс удовлетворения разных потребностей. Какие-то потребности витальны. То есть, без их удовлетворения организм просто физически не сможет существовать. Другие являются «вторичными» — то есть, их удовлетворение важно для физического и психологического здоровья. Если эти потребности не удовлетворяются, то жить, в общем-то можно, но с меньшим удовольствием и с бОльшими проблемами.

Кстати, потребность является одним из основных смыслообразующих (системообразующих) факторов восприятия. От того, какая потребность является доминирующей у человека в данный момент, зависит, как именно разные элементы окружающего будут структурированы человеком и какой образ ситуации у него сложится, какое значение ситуации он придаст. Например, если человек сильно голоден, то предметы, объекты среды, которые не имеют никакого отношения к еде, останутся в фоне, а всё его сознание будут занимать мысли о еде, и его внимание будут привлекать те объекты, которые прямым или косвенным способом связаны с едой. Более того, он даже может начать «узнавать» еду там, где её нет (искажения восприятия). Если у человека болит голова, он хочет тишины и покоя, то играющие и шумящие детишки за окном могут его сильно раздражать. Ситуацию он может воспринять как крайне неприятную, а детей, как досадное недоразумение природы. В другом настроении, когда актуальны будут другие потребности, он может быть рад суматохе за окном, с умилением наблюдая за тем, как дети резвятся и познают мир.

Итак, эмоции и чувства помогают человеку ориентироваться в собственных потребностях, в окружающей среде и удовлетворять свои потребности, тем или иным способом взаимодействуя с миром.

Так получается, что за время социализации (воспитания и обучения, начиная с рождения) человек научается вмешиваться в естественный процесс саморегуляции. То есть, в попытке разрешить конфликт между собственными «хочу» и общественной реакцией на них, человек (который не может существовать вне общества) нередко как бы предаёт себя ради того, чтобы быть с другими людьми. В детском возрасте это бывает очень оправдано с точки зрения выживания, в частности биологического (не только психологического). Ведь ребёнок зависим от окружающих, особенно от взрослых. И без любви и принятия взрослых шансов выжить для него существенно меньше. Поэтому, изменить себе ради того, чтобы мама или папа любили, не злились, продолжали кормить, поить и дарить своё тепло (или хотя бы проводить с ребёнком время) – это очень даже понятный выход.

Но. Предавая себя в детстве, изо дня в день, ребёнок всё больше отдаляется от данной ему природой способности ориентироваться в среде с помощью собственной чувствительности. И постепенно из некогда целостного, но ещё несмышлёного, не умеющего жить в обществе человечка, вырастает смышлёный, разумный, умеющий жить в обществе, но при этом расщеплённый человек. Расщеплённый на разум и чувства, на «надо» и «хочу» и т.д. Иными словами, вместо того, чтобы к естественной саморегуляции приращивать разумность и осознавание, человек часто научается подменять естественную саморегуляцию разумностью и сознательностью.

Вот примерно такая история. Если вкратце.

Как это происходит?

Несколькими путями:

1. Человек учится не замечать свои потребности. Потому что это может быть опасно. И больно. Опасно и больно что-то хотеть, если другим это не нравится или если нет шансов, что это «что-то» можно получить. Тогда лучше не хотеть вообще.

Ещё бывает так, что ребёнка учат не верить себе буквально. Когда взрослый воспитывает ребёнка, регулярно используя что-то вроде таких посланий: «Ты не хочешь вот это, ты хочешь это» (Например, ты не хочешь больше гулять, ты хочешь домой), «Ты ведь не хочешь сердиться на маму?», «Ты ведь хочешь манную кашу!».

Постепенно, чувствительность к себе атрофируется (в той или иной степени). И в ряде сфер своей жизни человек плохо различает, где его желания, а где не его. Или вообще не может ответить на вопрос «чего я хочу?». Причём, я имею ввиду не вопрос о жизни, в целом, а вопрос о том, «что прямо здесь и сейчас, в данный момент, в данной ситуации я хочу?»

2. Человек учится разными способами избегать столкновения с собственными потребностями. Здесь я имею ввиду, что потребности он неплохо опознаёт, но всячески мешает себе их удовлетворять. Сам того не замечая, порой. Например:

— пугает себя катастрофическими фантазиями. Иногда эти фантазии основаны на личном прошлом опыте, иногда – на чужом. Иногда — на некоторых знаниях и представлениях.

— избегает удовлетворять ту или иную потребность, потому что, например, сделать это — значит, как-то нарушить собственное представление о себе, о каких-то идеалах и т.д. Он может прерывать себя некими абстрактными или даже очень конкретными запретами, типа «Это нельзя», «Так некрасиво», «Порядочные люди так себя не ведут» и т.д.

— вместо того, чтобы взаимодействовать с миром, взаимодействует с самим собой. Например, вместо того, чтобы поговорить с человеком, ведёт с ним внутренние диалоги (по сути, разговаривает сам с собой). Или вместо того, чтобы высказать своё возмущение кем-то, злится на себя, карает себя. И т.д.

3. Человек учится не замечать свои чувства или подавлять и контролировать их. А они плохо поддаются подавлению и грубому контролю. И потому вылезают (а то и «выстреливают») в самые неудобные моменты и напоминают о себе. Иногда просто принося боль, иногда приводя к тому, что человек оказывается в неудобной, неловкой или просто неприятной ситуации. Тем, кому всё-таки удаётся чувства подавить очень хорошо, в качестве печального приза достаётся психосоматика или, как вариант, химическая зависимость. В качестве наиболее распространённых психосоматических бонусов – аллергические реакции, головные боли, проблемы с ЖКТ.

Вы можете спросить меня, «А что же теперь — забыть про все нормы, принципы морали, наплевать на других и делать только то, что хочешь?» Я скажу «Нет». Крайности тут не уместны. Ведь если человеку нужны окружающие (как и он им), то ни одна из крайностей нам не подходит.

Суть проблемы и ирония «судьбы» заключается в том, что человек, нередко, путает в своей жизни, что действительно невозможно или не стоит делать, а что вполне возможно и делать иногда даже стоит. Человек привыкает жить в соответствии с теми стереотипами восприятия, мышления и поведения, которые складываются у него за время взросления. Привыкает и перестаёт эти стереотипы осознавать, замечать. Он живёт во взрослой жизни во многом так, как привык жить и реагировать в детстве, когда он был маленьким и зависимым. И иногда даже не догадывается, что можно по-другому. Причём. внешне он может быть уже вполне самостоятельным успешным человеком. И кажется, что он повзрослел. А внутренне он всё тот же маленький мальчик или девочка. И за маской взрослости он прячет много растерянности, обиды, злости, вины, стыда, страха… кстати, ничуть не реже – нежности, радости, симпатии и т.д. И иногда окружающие даже не догадываются о том, что скрывается за его улыбкой или внешней невозмутимостью.

Если подводить итог, то можно сказать, что с точки зрения гештальт-подхода, психологические и, в некоторой степени, соматические проблемы человека во многом связаны:

— с тем, как человек научился воспринимать себя и окружающий мир,

— с тем, насколько человек внимателен к тому, что происходит с ним и вокруг него (насколько хорошо он замечает нюансы происходящего),

— с тем, какое значение придаёт происходящему, каким смыслом наделяет,

— и с тем, как в связи со всем вышесказанным он организует свой опыт (свою жизнь, своё взаимодействие с окружающим миром).

Всё это становится предметом совместного изучения клиентом и гештальт-терапевтом, когда клиент обращается к терапевту с той или иной проблемой (в данной статье понятия «психолог», «терапевт» и «гештальт-терапевт» используются как синонимы).

Гештальт-терапевт предлагает клиенту не искать причины существующих проблем, обращаясь к прошлому. Люди к этому часто стремятся, считая, что если они узнают причину, их проблема решится и им станет легче. Гештальт-терапевт предлагает клиенту внимательно изучать собственный актуальный опыт, то есть – что и как происходит в настоящем. Гештальт-терапевт предлагает клиенту быть более включённым в собственную жизнь «здесь и сейчас» — учиться лучше, точнее замечать свои чувства, мысли и действия в данный момент. Предлагая это, он опирается на идею, что решение проблемы более вероятно, если мы ищем ответ не на вопрос «почему это произошло?», а находим ответ на вопрос «как это происходит сейчас?».

Например, если вы узнаете, что ваша проблема связана с тем, что случилось с вами в детстве, совсем не обязательно, что это сильно поможет вам в её решении. Это даже может несколько нарушить вашу веру в возможность решения проблемы. Хотя бы потому, что ваше детство в прошлом. А прошлого не вернуть и не изменить. И тогда встаёт вопрос о том, каким образом сейчас, в настоящем вы продолжаете воспринимать себя и окружающий мир, продолжаете организовывать своё взаимодействие с миром, что проблема продолжает существовать и не решается (а то и усугубляется с каждый днём).

Кстати, многие проблемы так или иначе связаны с нашим детством. С тем, чему мы не научились, чему научились, чего нам очень не хватало или чего было слишком много. Так что, в общем-то, можно в причинах и не копаться.

В гештальт-терапии основным средством и целью является осознавание. Это включённое присутствие в «здесь и сейчас». Это одновременно и чувственное переживание реальности, и её осмысление. Осознавать – это значит как можно полнее и точнее замечать, что и как прямо сейчас вы видите, слышите, чувствуете, думаете и делаете. От того, насколько вы внимательны к собственному опыту в данный момент, зависит, какой гештальт у вас складывается (как вы воспринимаете ситуацию, как вы её понимаете, какое значение ей придаёте, какой выбор в ней совершаете).

Таким образом, в гештальт-терапии клиенту предлагают:

— развивать свою способность к осознаванию, изучать собственный способ восприятия себя и окружающего мира,

— изучать, как этот способ восприятия влияет не его собственное самочувствие и поведение – в общем, на саморегуляцию,

— восстанавливать процессы саморегуляции.

Клиент делает это вместе с терапевтом в процессе беседы о тех проблемах, которые его волнуют, и самостоятельно (выполняя домашние задания и просто перенося опыт с терапевтических сессий в свою повседневную жизнь).

Постепенно таким образом клиент учится обнаруживать свой собственный вклад в то, какова его жизнь сейчас, каково его самочувствие, мироощущение, каковы его проблемы на данный момент.

Когда клиент обнаружит и признает, как он принимает участие в том, что проблема возникает или в том, что проблема всё ещё продолжает существовать, возможны два варианта развития событий:

  1. Терапия закончится. Терапевт больше не нужен клиенту, потому что решение родится само собой. То есть, изучив ситуацию детально (восполнив дефицит данных или, наоборот, освободившись от избытка), клиент сам обнаружит, что ему нужно и что он хочет сделать, и дальше сделает это самостоятельно.
  2. Терапия будет продолжаться. Клиент может обнаружить, понять и принять, как он участвует в проблемной ситуации. Он может найти решение проблемы. Но ему может не хватать навыков для того, чтобы воплотить своё решение в жизнь. Тогда клиент продолжает работать с терапевтом для того, чтобы приобрести те навыки, которые ему необходимы для решения проблемы, изменения ситуации. Если, конечно, эти навыки относятся к психологическим.

Также есть ситуации, когда проблема заключается не в том, что человек не может найти или осуществить то или иное решение. Бывает так, что ситуацию изменить невозможно. Я имею ввиду ситуации, когда человек сталкивается с некоторой неизбежной реальностью (как объективной, так и субъективной). Реальностью, которую нельзя изменить в течение какого-то времени или вообще НИКОГДА.

Я говорю об утратах, тяжёлых болезнях, травмах, объективных изменениях условий жизни, не зависящих от самого человека. Здесь речь идёт не только о неизбежной объективной реальности — «Это произошло и это не вычеркнуть и не изменить». Но и о связанных с произошедшим изменениях субъективной реальности — «Это произошло СО МНОЙ», «Я теперь ТАКОЙ», «Я человек, с которым это произошло, происходит».

В таких ситуациях суть проблемы может быть в том, что человек не может принять, признать реальность такой, какая она есть. Он продолжает сохранять надежду, искать решение, которое в принципе невозможно. Он игнорирует реальность или какую-то часть реальности. И тем самым, порой, вредит сам себе – либо продлевая свою боль, либо истощаясь до изнеможения и разрушая свою жизнь ещё больше.

Для чего же тогда нужен терапевт? Чем он может помочь? Что он делает?

Гештальт-терапевт всё так же поддерживает осознавание клиента, помогая ему заметить реальность, от которой клиент так прячется. И когда клиент замечает и признаёт, терапевт помогает ему пережить это столкновение с реальностью, прожить связанные с этим чувства (боль, тревогу, страх, тоску, отчаяние…) и найти ресурс для того, чтобы сориентироваться в новой реальности, творчески приспособиться к ней и жить дальше.

Как же выглядит работа терапевта с клиентом во время терапевтических сессий?

В целом, варианта два:

  1. Это беседа, в ходе которой терапевт и помогает клиенту сосредотачиваться на своём опыте, замечать, что и как происходит, и как клиент в этом участвует.
  2. Это эксперименты, которые терапевт предлагает клиенту для проверки тех или иных клиентских фантазий, убеждений, а так же для проживания и приобретения клиентом нового опыта в безопасной обстановке.

Беседа в гештальт-терапии – это не просто разговор, подобный тому, что происходит на кухне, в кафе или где-то ещё между родными, знакомыми или вообще случайными людьми. Это особый разговор.

Это разговор, для которого специально оба участника (и клиент, и терапевт) выделяют определённое время. Традиционно, это 50-60 минут.

Это разговор, для которого выделено определённое пространство. Уединённое, в которое никто не войдёт без спроса, не ворвётся неожиданно, нарушив ту атмосферу, которую клиент и терапевт создают для общения друг с другом.

Терапевт в гештальт-терапии – это не отстранённый слушатель, этакий эксперт, который знает ответы на все вопросы и относится к клиенту как к объекту очередного исследования. Нет. Терапевт – это активный участник беседы, который присутствует в ней целиком, а не просто как некая функция или роль. Он присутствует в беседе не просто как профессионал, но и как обычный живой человек – со своим мировоззрением, опытом, своими переживаниями. Это очень важный аспект. Я остановлюсь на нём более подробно.

Терапевт, по сути, является частью окружающего мира для клиента. А это значит, что те способы взаимодействия с миром (стереотипы восприятия, мышления, поведения), которые присущи клиенту, с большой вероятностью будут проявляться и в отношениях клиента с терапевтом. Терапевт оказывается включённым свидетелем. И в том числе благодаря этому он может быть полезен для клиента. Он делится тем, что замечает в поведении клиента, тем, что чувствует в отношениях с клиентом, как воспринимает клиента и т.д.. Таким образом клиент получает обратную связь от терапевта — важную информацию о себе в мире от другого человека. Конечно, он получает обратную связь и в своей повседневной жизни. Но и здесь есть свои особенности:

  1. Общение между людьми регулируется разными традициями, ритуалами, гласными и негласными правилами. От того, какие правила и традиции приняты в среде, где живёт и общается клиент, зависит, какую обратную связь он получает. Бывает так, что терапевт оказывается в жизни клиента одним из первых людей, сообщающих ему ту правду, которую другие люди в силу определённых обстоятельств умалчивают.
  2. Слышать какой-то отклик от людей, с которыми находишься в близких и, порой, запутанных отношениях — это одно. Слышать то же самое от человека, с которым близко в жизни не общаешься, не пересекаешься – другое. Клиенты иногда так и говорят: «Мне нужно было услышать это от кого-то постороннего, от того, кто не знает меня, и кого не знаю я» или «Мне важно, что это сказали именно вы».
  3. Задачей терапевта является не просто давать обратную связь, сообщать клиенту какую-то информацию, но и очень внимательно относиться к тому, как клиент эту информацию воспринимает – насколько она для него понятна, важна, переносима, в конце концов. Хочет ли он её использовать, использует ли для себя, знает ли, как это сделать? В повседневной жизни собеседники заботятся об этом гораздо меньше. Частично по незнанию и неумению. А так же просто потому, что задачи повседневного общения иные.

Ведение терапевтической беседы – задача не простая. Гештальт-терапевты довольно долго этому учатся. От 3-х до 6-ти лет для начала. А потом и всю свою профессиональную жизнь. Они учатся не только тому, чтобы использовать какие-то приёмы и техники, но и обязательно тому, как быть с клиентом:

— ясным, понятным для него;

— как быть честным и при этом полезным в своей честности. В том числе, как не разрушать (травмировать) ею клиента (ведь честность далеко не всегда приятна);

— как быть рядом с клиентом, перенося сложные и сильные чувства – чувства клиента, свои собственные, которые возникают в общении с клиентом. Быть рядом, оставаться чувствующим, живым, не разрушаясь самому, не разрушая клиента и не мешая клиенту.

А так же, терапевты учатся, как самим не попадаться в собственные «ловушки» восприятия или хотя бы вовремя замечать, что «попался». Ведь терапевт такой же человек, со своей личной историей и индивидуальными особенностями.

Сколько бы терапевт ни учился технике, если он сам личностно не присутствует в контакте с клиентом, не проживает опыт общения с клиентом, не остаётся простым живым человеком рядом с клиентом, он будет мало полезен. Таковы принципиальные основы метода гештальт-терапии, как я их понимаю.

Теперь немного об экспериментах.

Терапевт может предложить клиенту то или иное действие или какую-то форму взаимодействия на терапевтической сессии. Для того, чтобы:

— клиент ярче почувствовал, лучше заметил происходящее с ним, если это оказывается трудным в процессе беседы;

— клиент проверил те или иные свои фантазии, установки, убеждения, которые оказываются в центре внимания во время беседы. Многие эксперименты возможны в рамках самой сессии в присутствии терапевта. Другие могут быть осуществлены клиентом самостоятельно в его повседневной жизни. Они обсуждаются на терапевтической сессии как до, так и после их осуществления.

— клиент прожил новый опыт, попробовал сделать что-то новое для себя. Сделать это вместе или рядом с терапевтом в безопасной атмосфере терапевтической сессии. Чтобы посмотреть, что ещё возможно в данной ситуации, возможно ли вообще, и к каким последствиям (внутренним и внешним) это действие может привести.

Постепенно, благодаря таким пробам, клиент переносит новый опыт в свою повседневную жизнь, если находит это для себя полезным и приятным.

  1. Научиться быть более чувствительным, наблюдательным по отношению к себе и к окружающему миру. И научиться пользоваться этим в своей жизни.
  2. Научиться более творчески приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям нашего мира. Быть в чём-то более гибким, а в чём-то, наоборот, более устойчивым.
  3. Жить в большем согласии с собой и миром, с другими людьми. Находить комфортный баланс между автономией и человеческой взаимозависимостью, уединением и близостью.
  4. Быть более осознанным. И переживать, чувствовать себя автором, соавтором собственной жизни.
  5. Просто получать от жизни больше удовольствия. Но не за счёт игнорирования проблем или искусственно взращенного оптимизма. А благодаря умению замечать разные стороны бытия, переживанию чувств во всём их многообразии и включённому осознанному соучастию в своём бытии.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *