Передал имам ат-Табари в тафсире:
وَنَحْـــنُ أَقْرَبُ إِلَيْهِ مِنْ حَــــبْلِ الْــــوَرِيدِ
Мы ближе к нему, чем яремная вена (сура Каф, 16)
Существует 2 мнения среди ученых: 1 — смысл слов Всевышнего: “Мы ближе к нему, чем яремная вена” — его смысл: Мы владеем им, и ближе к нему чем его возможности (чем сам он, т.е. так близко что он сам не может быть так близко к себе). 2 — ближе знанием того, что внушает ему его душа”
“Он Близок к самой вещи, чем она сама, как сказал Всевышний: «Мы ближе к нему, чем яремная вена». Тому, что мы сказали, свидетельствует изречение Пророка и с этим согласны толкователи Корана».
(см. Тафсир Ибн Джарира, 22/385)
Ибну Касир говорил что это ангел, как в словах Всевышнего Аллаха:
Источник: alifammara.livejournal.com
Высказывания Всевышнего «Мы ближе к нему, чем яремная вена»[i] и высказывание Всевышнего «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого».[ii]
По мнению толкователей, под близостью в этих аятах подразумевается присутствие ангелов.
Ответ:
Подобное толкование не является искажением очевидного смысла откровений, что становится ясно каждому, кто задумывается над их смыслом.
Что касается первого аята, то контекст обсуждаемого откровения свидетельствует в пользу правдивости такого толкования. Всевышний сказал: «Мы создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Два ангела сидят справа и слева от него и записывают [его деяния]. Он не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж».[iii]
Продолжение суры ясно свидетельствует о том, что речь идет о двух ангелах, которые сидят около человека.
Что же касается второго аята, то в нем говорится о положении умирающего человека, который расстается с миром в присутствии ангелов. Всевышний сказал: «А когда к кому-нибудь из вас придет смерть, его упокоят Наши посланцы, которые не делают упущений».[iv] А в обсуждаемом нами аяте говорится: «Мы оказываемся ближе к нему, чем вы, хотя вы и не видите этого».[v] Речь идет о тех, кто находится недалеко от людей, в том же самом месте, хотя люди и не видят их. А поскольку подобное невозможно в отношении Всевышнего Аллаха, становится ясно, что в откровении имеются в виду ангелы.
Кто-то может спросить, почему же тогда Аллах говорил от первого лица? Используются ли подобные обороты, когда речь идет об ангелах?
В ответ мы должны сказать, что Всевышний Аллах говорил от первого лица, потому что ангелы являются воинами и посланцами Аллаха и приближаются к людям только по Его воле. В Священном Коране подобные обороты неоднократно используются, когда речь идет об ангелах. Например, Всевышний Аллах сказал: «А когда Мы прочтем его, то читай его следом».[vi] Здесь речь идет о том, как ангел Джибрил читал Коран посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и несмотря на это Аллах говорил от первого лица. А поскольку Джибрил читал Коран Пророку по воле Аллаха, чтение Корана действительно можно было связать с именем Всевышнего Аллаха.
То же самое можно сказать о следующем высказывании Всевышнего: «Когда страх Ибрахима улегся, и он услышал радостную весть, он начал пререкаться с Нами по поводу народа Лута».[vii] В действительности Ибрахим препирался с ангелами, которыми были посланцами Всевышнего Аллаха.
Источник: www.muslimka.ru
- Предисловие
- Правила, относящиеся к именам Аллаха
- Все имена Аллаха прекрасны
- Имена Аллаха указывают на божественные качества
- Как нужно понимать имена Аллаха
- Имена Аллаха не подлежат обсуждению
- Имен Аллаха больше, чем девяносто девять
- Список прекрасных имён Аллаха
- Виды неверия в имена Аллаха
- Правила, относящиеся к качествам Аллаха
- Качества Аллаха лишены недостатков
- Качеств Аллаха больше, чем Его имён
- Качества утверждающие совершенство и отвергающие недостатки
- Почему утверждающих качеств больше, чем отвергающих
- Качества, связанные с сущностью и деяниями Аллаха
- Качества Аллаха непохожи на качества творений
- Качества Аллаха не подлежат обсуждению
- Правила, касающиеся текстов Корана и Сунны
- Имена и качества Аллаха познаются только из Корана и Сунны
- Очевидный смысл священных текстов нельзя искажать
- В какой мере нам понятен очевидный смысл священных текстов?
- Что такое очевидный смысл священных текстов?
- Качества Аллаха и тавиль мутакаллимов
- Сомнения, связанные с пониманием божественных качеств
- Необоснованный упрёк в адрес приверженцев Сунны
- Чёрный камень — десница Аллаха на земле
- Души рабов между двумя пальцами Милостивого
- Я чувствую дыхание Милостивого со стороны Йемена
- После сотворения земли Аллах обратился к небу
- Где бы вы ни были, Аллах всюду с вами
- Мы ближе к человеку, чем яремная вена
- Ковчег поплыл на глазах у Аллаха
- Аллах становится слухом и зрением верующего
- Аллах бежит навстречу верующему
- Аллах не создавал скот Своими руками
- Рука Аллаха – над их руками
- Я заболел, а ты не навестил меня
- Почему многие великие имамы были мутакаллимами?
- Является ли отрицание очевидного смысла атрибутов Аллаха большим грехом?
Источник: e-minbar.com