Клиническое обследование

Клиническое обследование

3.Методы обследования пациента

Обследование больного — важный этап лечебно-диагностического процесса, так как на основании данных обследования устанавливается диагноз и назначается лечение.. Обследование складывается из субъективных и объективных данных.

Субъективное обследование — это расспрос, который включает разделы:

  • Паспортные данные (ФИО, возраст, пол, семейное положение, профессия, должность, место работы, место жительства

  • Жалобы больного. Выясняются жалобы больного на момент обследования. Сначала расспрашивают о главных жалобах, послуживших поводом обращения за медицинской помощью, а затем о второстепенных. Наиболее частой жалобой является боль. О ней нужно расспросить подробнее: выясняют её локализацию, иррадиацию, характер, интенсивность, продолжительность и периодичность, время и причину возникновения боли, условия её исчезновения или уменьшения. Аналогично расспрашивают и о других жалобах.

  • История настоящего заболевания. Пациента расспрашивают о времени начала заболевания и его первых признаках, выясняют возможные причины развития заболевания (охлаждение, погрешности в еде, влияние условий труда). Затем подробно расспрашивают о дальнейшем течении процесса, времени обращения за медицинской помощью, о методах обследования и лечения, эффективности лечебных мероприятий. Если заболевание хроническое, выясняют частоту обострений и их причины, условия развития ремиссий. Отдельно расспрашивают о времени, причинах и проявлениях последнего ухудшения.

  • История жизни больного. Расспрашивают о росте и развитии в детском возрасте, времени поступления в школу, службе в армии, жилищно-бытовых и материальных условиях, характере питания, занятии физкультурой и спортом, физической активности. Выясняют условия труда, нет ли профессиональных вредностей. Если есть, то их характер, длительность работы на вредном производстве. Отдельно выясняют, имеет ли больной вредные привычки. Если имеет, спрашивают подробно о длительности курения (злоупотребления алкоголем), количестве выкуриваемых сигарет. Расспрашивают о перенесённых заболеваниях в хронологической последовательности. Собирают аллергологический анамнез (непереносимость лекарств, пищевых продуктов, сывороток, вакцин). Затем выясняют семейно-половой анамнез, у женщин расспрашивают о беременности, родах, количестве детей. Обязательно выясняют характер наследственности — состояние здоровья или причины смерти близких родственников больного. Особенное внимание обращают на перенесение пациентом или его родственниками сифилиса, туберкулеза, нервно-психических заболеваний, новообразований, атеросклероза, ИБС, болезней обмена веществ, заболеваний системы крови

Объективное обследованиескладывается из осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации и проводится, как правило, по системам: настоящее состояние больного, система органов дыхания, сердечно-сосудистая система, система органов пищеварения, мочеполовая система, нервная и эндокринная системы.

Осмотр делится на общий и локальны

При общем осмотре оцениваем общее состояние, сознание, положение больного в постели, тип телосложения, кожные покровы.

  • Общее состояние больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжёлое.

  • Положение больного: активное, пассивное, вынужденное (какое).

  • Сознание:ясное, ступор, сопор, кома. Ясное сознание предусматривает полную ориентацию в месте, времени, адекватные ответы на вопросы. Ступор – состояние оглушения. Больной плохо ориентируется в окружающей обстановке, на вопросы отвечает с запозданием. Сопор или спячка, из которой больной выходит на короткое время при громком оклике или тормошении. Рефлексы сохранены. Кома – бессознательное состояние, характеризующееся полным отсутствием реакции на внешние раздражители, отсутствием рефлексов, нарушением жизненно важных функций.

  • Конституционный тип телосложения: нормостенический, астенический, гиперстенический. Рост, масса тела, температура тел

Далее проводится осмотр локальный. Форма головы, характер дыхания (носом, ртом; свободное, затруднённое).

Глаза: форма глазных щелей, западения, пучеглазие и другое.

Волосы и ногти: ломкость, слоение, сечение, форма (часовых стёкол).

Костная система. Исследование костей черепа, позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей: искривления, утолщения концевых фаланг пальцев в виде «барабанных палочек», деформации, болезненность. Суставы: изменение конфигурации, состояние кожных покровов над суставами, объём активных и пассивных движений, боли.

Локальный осмотр проводят по системам в зависимости от конкретного заболевания. Осматривают грудную клетку, область сердца, живот.

. Пальпация.

Влажность кожи (нормальная, сухая, влажная). Потливость общая или местная. Эластичность кожи: нормальная, пониженная.

Подкожная клетчатка: степень развития (умеренная, слабая, чрезмерная), равномерность распределения.

Отёки: общие, местные, их распределение.

Лимфатические узлы: величина, консистенция, форма, болезненность, подвижность, спаянность с окружающими тканями. В норме периферические л/у не пальпируются.

Мышечная система: общая степень развития, тонус (нормальный, повышенный, пониженный), атрофии, болезненность.

При необходимости проводят ощупывание костей и суставов.

Перкуссия.

Бывает непосредственной, которая осуществляется постукиванием непосредственно по телу пациента и посредственной, когда III пальцем (молоточком) правой руки наносят удар по III пальцу (плессиметру) левой руки, прижатому к телу пациента.

Общие правила посредственной перкуссии в приложении.

Различают следующие перкуторные звуки: ясный лёгочный звук (над здоровыми лёгкими), тимпанический звук (над органами брюшной полости), притупленный звук (при уплотнении лёгочной ткани), тупой звук (над бедром, при появлении жидкости в плевральной полости), коробочный звук (при повышении воздушности лёгких).

При поколачивании костей определяют их болезненность.

. Аускультация.

В настоящее время принята посредственная аускультация, которая проводится с помощью фонендоскопа.

Общие правила аускультации в приложении

Дополнительные методы исследования.

Их подразделяют на лабораторные и инструментальные.

К лабораторным методам исследования относятся те, при которых исследуется состав или отдельные компоненты жидкостей и сред организма. К ним относятся уже изученные нами анализы мокроты (общий, на БК, на атипические клетки, бактериологическое исследование); анализы мочи (общий, по Нечипоренко, по Амбурже, по Каковскому-Аддису, по Зимницкому, суточная моча на сахар, бактериологическое исследование мочи, анализ мочи на амилазу); анализы кала (общий, на яйца гельминтов, на скрытую кровь, бактериологическое исследование). Одним из ведущих лабораторных методов исследования является общий анализ крови, который назначается всем больным и отражает патологические процессы, происходящие в организме, кровь для этого берут из пальца. Для биохимического исследования кровь берётся из вены; с помощью биохимических исследований определяют электролиты крови, количество белка и его фракции, коагулограмму, ферменты крови и многие другие показатели. Исследование желудочного сока и желчи также относятся к лабораторным методам исследования. Можно исследовать состав ликвора, плевральной жидкости, асцитической жидкости и многое другое.

Инструментальные методы исследования очень разнообразны, их можно подразделить на группы.

Рентгенологические методы исследования применяются очень широко: флюорография грудной клетки проводится с целью массового профилактического обследования населения для выявления заболеваний лёгких. С помощью рентгеновских лучей исследуют кости и суставы, желудок, кишечник, желчный пузырь и желчные протоки, почки и мочевыводящие пути. Рентгенологический метод исследования основан на свойстве рентгеновских лучей проникать через мягкие ткани организма и задерживаться плотными. В ряде случаев используют контрастные вещества, которые задерживают рентгеновские лучи и повышают качество рентгенограмм. Если изображение получают на экране – это рентгеноскопия, а на плёнке – рентгенография.

Эндоскопические методы исследования позволяют осмотреть орган изнутри, поэтому используются для полых органов – бронхов, желудка, кишечника, мочевого пузыря. Кроме того, при эндоскопии можно взять частицу органа для исследования (биопсия) и провести лечебные процедуры.

Ультразвуковой метод исследования (УЗИ) основан на свойстве ультразвука отражаться на границе раздела органов или тканей различной плотности, отражённые сигналы принимаются аппаратом и, претерпев определённые преобразования, формируют на экране прибора изображение.

Радиоизотопные методы исследования используются для получения изображения органа – сканирование или изучения функции. Во втором случае получаем графическое изображение накопления и выведения изотопа.

Электрокардиография – метод исследования работы сердца – графическая запись биопотенциалов сердца. Спирография – это регистрация дыхательных движений при различном режиме дыхания.

Основы клинической диагностики

Клиническая диагностика (греч. klinicalis — искусство врачевания и diag- nosticon — способный распознавать) — наука о распознавании болезней животных. Необходимость такой науки наиболее полно объясняет древнее изречение:

Qui bene diagnoscit — bene curat Кто хорошо диагностирует — хорошо лечит

Т.е. нашей дисциплине можно дать и другое определение — это наука о постановке диагноза. В учебнике дано развернутое определение клинической диагностики — это важнейший раздел клинической ветеринарии, изучающий современные методы и последовательные этапы распознавания болезней и состояния больного животного с целью планирования и осуществления лечебно- профилактических мероприятий. В литературе можно встретить и другие определения, которых в настоящее время не менее восьми.

Иногда клиническую диагностику называют пропедевтикой (греч. propaideuo — предварительно обучаю), поскольку она дает основу для дальнейшего изучения внутренних незаразных болезней, эпизоотологии, паразитологии, акушерства, хирургии и др. дисциплин. Естественно, освоение клинической диагностики невозможно без знания анатомии, физиологии, биохимии, микробиологии, патфизиологии и др. предметов.

Клиническая диагностика складывается из трех основных разделов, взаимосвязанных между собой:

1. Методы наблюдения и исследования животного, т.е. этот раздел включает технику и порядок использования методов при исследовании отдельных систем и органов, кратко его можно назвать «врачебная техника».

2. Изучение выявленных признаков, их отклонение от показателей, которые должны быть у здоровых животных. Т.е. этот раздел изучает симптомы и называется семиологией (семиотикой), от греч. semejon — признак.

3. Особенности мышления врача при распознавании заболевания — методика диагноза.

Диагностический процесс начинается с овладения методами наблюдения и исследования больного животного. Насколько специалист успешно овладел этими диагностическими приемами, настолько он будет успешно выявлять признаки болезни — симптомы. На основании многовекового опыта создана схема обследования больного животного, позволяющая получить наиболее полную информацию о состоянии организма и о признаках болезни. С этой целью используются многочисленные и разнообразные приемы и методы, которые постоянно обогащаются и совершенствуются.

Необходимую для диагностики информацию врач получает из рассказа владельца животного или от лиц, ухаживающих за ним, при объективном исследовании пациента с помощью различных методов (общих, инструментальных, лабораторных и др.). Полученные при этом сведения фиксируются в специальных документах: журналах учета амбулаторно или стационарно больных животных, в истории болезни или диспансерной карте. При этом все более широкое применение для записи информации получают ПЭВМ или компьютеры. Их использование помогает не только хранить информацию о больных животных, но и применять математические методы диагностики патологических процессов, чего в ветеринарной медицинне пока что не праткику- ется.

Как мы уже отмечали, раздел диагностики, занимающийся выявлением и описанием признаков болезни называется семиотикой. Признак или симптом болезни — это статистически значимое отклонение того или иного показателя от границ его нормальных величин. Можно сказать и несколько иначе: симптом болезни — это возникновение качественно нового, несвойственного здоровому организму явления. Подробнее на симптомах мы остановимся при рассмотрении 3-го вопрса лекции.

Методика постановки диагноза требует умения не только правильно провести исследование больного, не только выявить признаки болезни, но и проанализировать симптомы, сгруппировать их по причинам, найти связь между ними и на основании этого сделать заключение, которое и называется диагнозом. Цепь этих логических рассуждений составляет суть так называемого врачебного мышления, которому, как и всякому другому, присущи законы формальной и диалектической логики. Врач пользуется в своей деятельности такими категориями, как понятие, суждение, индукция и дедукция, анализ и синтез, создание идей и гипотез и т.д. Это требует от него большого запаса знаний, хорошей памяти, эрудиции, интуиции и еще многих-многих других хороших качеств, которые Вы и должны развить в себе. В том числе неотъемлемой частью врачебного мышления является умение работать с животными. Эти навыки потребуются уже на первом занятии по клинической диагностике, поскольку при освоении дисциплины мы практически всегда будем контактировать с животными. При этом необходимо твердо усвоить правила профессиональной этики и деонтологии.

Этика — это наука об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношениях. Профессиональная этика — совокупность норм поведения человека при исполнении им профессиональных обязанностей. Она тесно связана с деонтологией (от греч. deontos — нужное и logos — учение) — наукой о профессиональном долге человека. Она изучает вопросы морали, долга и обязанностей врача. Основная задача ветеринарной деонтологии заключается в том, чтобы воспитывать ветеринарных специалистов в духе служения людям через оказание помощи «братьям нашим меньшим», т.е. животным. Советом нашего факультета в 1998 году утвержден Моральный кодекс врача ветеринарной медицины медицины Республики Беларусь, в котором отражены необходимый профессионально-этические качества специалиста.

С полным текстом этого документа можно ознакомиться у нас на кафедре на стенде, поэтому остановлюсь только на такой проблеме врачебной деонтологии как неуважительное отношение к своим коллегам. Охаять действия другого ветеринарного специалиста в присутствии владельца животного или ухаживающего персонала, чтобы заработать себе дешевый авторитет, стало сейчас скорее правилом, чем исключением. Это явный признак низкой культуры врача.

Поэтому давайте не будем дурно отзываться о других врачах, ибо, как сказал один древний врач, каждый из нас имеет свой счастливый и несчастливый час. Пусть прославляет тебя дела твои, а не язык. Соблюдение этого и некоторых других морально-этических правил позволит стать Вам настоящими специалистами — врачами ветеринарной медицины и поднять на должную высоту престиж нашей профессии.

Что касается истории клинической диагностики, то она богата событиями, фактами и уходит корнями в глубокую древность, когда человек приручил первое животное. Достаточно полно история дисциплины изложена в учебнике, который получите в библиотеке. История нашей кафедры, которой в прошлом году исполнилось 75 лет, а также сведения о сотрудниках приведены на стендах. Кстати, помещения кафедры находятся на 1-м этаже терапевтического корпуса.

Основное научное направление работы сотрудников кафедры является изучение болезней органов пищеварения у свиней и крупного рогатого скота. Проводим научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера. Часто на кафедру поступают домашние животные для исследований и консультаций, материал для проведения лабораторных анализов. Наши сотрудники обеспечивают также работу ЦНИЛ, которая создана в академии в прошлом году и расположена в корпусе ФПК. Эта лаборатория оснащена современными приборами и оборудованием, не уступающим лучшим зарубежным аналогам.

В проведении исследований нам практически всегда помогают ваши коллеги, студенты, которые занимаются в кафедральном студенческом научном кружке. Они проводят исследования, которые затем оформляют в виде дипломной работы. Таких работ у нас выполняется по 3-5 в год и защищают их студенты на госэкзамене практически всегда на отлично. Кроме этого, наши студенты-кружковцы в последние годы регулярно занимают первые места на республиканском конкурсе студенческих работ. Приглашаю и Вас к работе на кафедре.

Учебная дисциплина «клиническая диагностика» преподается в течение всего третьего курса. В конце осеннего семестра запланирован зачет. В весеннем семестре выполняется курсовая работа. Завершается изучение клинической диагностики сдачей экзамена в летнюю сессию. Кроме этого, где-то в конце мая — начале июня следующего года будет проведена олимпиада по клинической диагностике, победители которой получат отличную оценку по дисциплине без сдачи экзамена. Правда, чтобы стать победителем необходимо не только показать отличные знания на олимпиаде, но и заниматься в течение учебного года только на «отлично» и «хорошо».

Требования на кафедре общепринятые: обязательное посещение лекций и лабораторно-практических занятий (как производится учет присутствующих на лекции и ЛПЗ, порядок отработки пропусков). У всех должен быть конспект лекций, написанный лично (предъявляется на экзамене). На практических занятиях Вы должны быть всегда в халате и головном уборе.

Методы клинического обследования больного

  • •Пропедевтика внутренних болезней
  • •Предисловие
  • •Общее представление о заболеваниях внутренних органов. Задачи внутренней медицины
  • •Основы медицинской деонтологии
  • •Методы клинического обследования больного
  • •Субъективное обследование больных
  • •Методы объективного обследования больных
  • •Осмотр больных
  • •Общий осмотр больных
  • •Диагностические признаки сердечных и почечных отеков
  • •Пальпация
  • •Перкуссия
  • •Основные звуки, получаемые при перкуссии в норме:
  • •Характеристика перкуторных звуков у здоровых людей
  • •Аускультация
  • •Дополнительные методы исследования
  • •Лабораторные методы исследования
  • •Инструментальные методы исследования
  • •Рентгенологические методы исследования
  • •Эндоскопические методы исследования
  • •Инструментально-функциональные методы исследования
  • •Радиоизотопные методы исследования
  • •Ультразвуковые методы исследования
  • •Ядерно–магниторезонансная томография
  • •Система дыхания жалобы больных с заболеваниями органов дыхания
  • •Оценка одышки по шкале (mrc)
  • •Осмотр грудной клетки
  • •Динамический осмотр грудной клетки
  • •Пальпация грудной клетки
  • •Перкуссия легких
  • •Расположение нижних границ легких по вертикальным топографическим линиям у здоровых лиц
  • •Аускультация легких
  • •Основные дыхательные шумы
  • •Бронхиальное дыхание
  • •Побочные дыхательные шумы
  • •Отличительные признаки шума трения плевры, крепитации, мелкопузырчатых хрипов
  • •Исследование функции внешнего дыхания
  • •Исследование мокроты
  • •Синдром нарушения бронхиальной проходимости
  • •Клиническая картина
  • •Синдром повышения воздушности легочной ткани
  • •Клиническая картина
  • •Бронхиты
  • •Острый бронхит
  • •Классификация острого бронхита
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования
  • •Хронический бронхит
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования
  • •Бронхиальная астма
  • •Классификация ба
  • •I Формы ба
  • •II Степень тяжести:
  • •IV Степени дыхательной недостаточности.
  • •Клиническая картина
  • •Характеристики тяжести обострений ба
  • •Лабораторные данные и инструментальные методы исследования
  • •Критерии диагностики атопической и неатопической бронхиальной астмы
  • •Хроническая обструктивная болезнь лёгких (хобл)
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования Общий анализ крови и мокроты характерен для хронического бронхита (см выше).
  • •Исследование функции внешнего дыхания (фвд)
  • •Синдром очагового уплотнения легочной ткани
  • •Синдром скопления жидкости в плевральной полости
  • •Исследование плевральной жидкости
  • •Синдром скопления воздуха в плевральной полости
  • •Синдром ателектаза
  • •Пневмонии
  • •Классификация
  • •Крупозная пневмония
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования
  • •Очаговая пневмония
  • •Клиническая картина
  • •Плеврит
  • •Экссудативный плеврит
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования
  • •Синдром наличия воздухосодержащей полости в легком
  • •Абсцесс легкого
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования
  • •Бронхоэктатическая болезнь
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования
  • •Синдром дыхательной недостаточности
  • •Сердечно-сосудистая система методы обследования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы
  • •Увеличение границ абсолютной сердечной тупости наблюдается:
  • •Уменьшение границ абсолютной сердечной тупости наблюдается:
  • •Аускультация сердца
  • •Тоны сердца
  • •Изменения звучности тонов
  • •Факторы влияющие на звучность I тон.
  • •Расщепление и раздвоение тонов сердца
  • •Добавочные тоны сердца
  • •Сердечные шумы
  • •Отличие функциональных шумов от органических:
  • •1. Недостаточность митрального клапана.
  • •8. Стеноз легочной артерии.
  • •VII. Зона нисходящей грудной аорты. Задняя пульмонарная зона. Задняя левопредсердная зона.
  • •Исследование сосудов
  • •Аускультация артерий
  • •Артериальное давление
  • •Фазы тонов Короткова
  • •Методика измерения артериального давления (из доклада российских экспертов по изучению артериальной гипертензии – даг-1, 2000)
  • •Венный пульс и венозное давление
  • •Дополнительные методы исследования сосудистой системы
  • •Синдром нарушения артериального периферического кровообращения
  • •Синдром нарушения венозного оттока
  • •Синдром нарушения лимфатического оттока
  • •Электрокардиография
  • •Мембранная теория возникновения биопотенциалов
  • •Фонокардиография
  • •Эхокардиография
  • •Этиология аритмий Все причины аритмий могут быть, в общем виде, объединены в 3 группы:
  • •1. Аритмии при нарушении автоматизма са-узла
  • •2. Экстрасистолическая аритмия
  • •2.1. Предсердные экстрасистолы
  • •2.2. Атриовентрикулярные (узловые) экстрасистолы
  • •2.3. Желудочковые экстрасистолы
  • •4.3. Пароксизмальная тахикардия(пт)
  • •4. Нарушение функции проводимости. Блокады
  • •4.4. Полная а-в блокада (а-в блокада III степени)
  • •4.5. Внутрижелудочковая блокада.
  • •6. Мерцание и трепетание предсердий (мерцательная аритмия)
  • •Острая ревматическая лихорадка (Болезнь Сокольского-Буйо)
  • •Лабораторная и инструментальная диагностика
  • •Критерии и степени активности ревматического процесса
  • •Критерии диагностики острой ревматической лихорадки
  • •Классификация острой ревматической лихорадки
  • •Приобретенные пороки сердца
  • •Недостаточность митрального клапана
  • •Клиническая картина
  • •Митральный стеноз (Стеноз митрального отверстия)
  • •Клиническая картина
  • •Недостаточность аортального клапана (Аортальная недостаточность)
  • •Клиническая картина
  • •Сужение устья аорты (Аортальный стеноз)
  • •Нарушения гемодинамики.
  • •Клиническая картина
  • •Миокардит (воспалительная кардиомиопатия)
  • •Клинически значимые причины инфекционного миокардита
  • •Далласские критерии гистологической диагностики миокардита
  • •Классификация
  • •Клиническая картина
  • •Данные объективного обследования
  • •Магнитно-резонансная томография (мрт) миокарда с контрастированием
  • •Инфекционный эндокардит
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования
  • •Синдром артериальной гипертензии
  • •Синдром артериальной гипертензии
  • •Инструментальные методы исследования
  • •Эссенциальная артериальная гипертензия
  • •Этиология и патогенез
  • •Классификация аг
  • •Степени тяжести артериальной гипертензии
  • •Клиническая картина
  • •Данные объективного обследования у больных со II стадией болезни.
  • •Синдром гипертензии малого круга кровообращения
  • •1. Первичная легочная гипертензия (плг).
  • •Клинические проявления
  • •Инструментальные методы обследования
  • •2. Вторичная легочная гипертензия (влг)
  • •Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца (ибс) Этиология и патогенез атеросклероза
  • •Ишемическая болезнь сердца
  • •Классификация ишемической болезни сердца
  • •Стабильная стенокардия напряжения
  • •Инфаркт миокарда
  • •Атеросклеротический кардиосклероз
  • •Недостаточность кровообращения
  • •Классификация нк
  • •Хроническая недостаточность кровообращения
  • •Клинические проявления
  • •Инструментальные исследования
  • •Классификация хронической недостаточности кровообращения
  • •Острая сосудистая недостаточность
  • •Желудочно-кишечный тракт методика и особенности непосредственного обследования больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
  • •Объективное обследование больного
  • •Методическая, глубокая, скользящая пальпация по Образцову-Стражеско
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования Исследование желудочного сока
  • •К парентеральным стимуляторам относятся:
  • •Показатели внутрижелудочной рН-метрии
  • •Дуоденальное зондирование
  • •Исследование кала
  • •Инструментальные методы исследования
  • •Болезни пищевода и желудка Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (гэрб)
  • •Клиническая картина
  • •Гастриты
  • •Острый гастрит
  • •Клиническая картина
  • •Хронический гастрит
  • •Модифицированная Сиднейская классификация хронических гастритов (Хьюстон, 1994)
  • •Клиническая картина
  • •Выявление Helicobacter pylori
  • •ЯзвА желудка и 12-перстной кишки
  • •Классификация язвенной болезни
  • •Клиническая картина
  • •Течение заболевания
  • •Заболевания кишечника синдром диареи
  • •Синдром нарушения пищеварения (Синдром мальдигестии)
  • •Синдром нарушения всасывания (Синдром мальабсорбции)
  • •Лабораторные данные
  • •Болезнь крона
  • •Клиническая картина
  • •Синдром раздраженного кишечника (синдром раздраженной кишки)
  • •Классификация
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные и инструментальные исследования
  • •Хронический колит
  • •Классификация хронических колитов
  • •Клиническая картина
  • •Особенности течения сегментарных колитов
  • •Особенности клинической картины ишемического колита.
  • •Лабораторные данные
  • •Инструментальные методы исследования
  • •Язвенный колит
  • •Классификация
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные и инструментальные методы
  • •Исследование печени и желчевыводящих путей
  • •Перкуссия, пальпация и аускультация печени и селезенки
  • •Лабораторные методы
  • •Основные клинические синдромы
  • •1. Синдром желтухи
  • •2. Синдром портальной гипертензии
  • •Клиническая картина
  • •3. Гепатолиенальный синдром
  • •Частная патология Холецистит
  • •Хронический холецистит
  • •Желчнокаменная болезнь (cholelithiasis)
  • •Классификация
  • •Клиническая картина
  • •Хронический гепатит
  • •Классификация
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные данные
  • •Лабораторные данные
  • •Лабораторные данные
  • •Цирроз печени
  • •Лабораторные и инструментальные данные
  • •Особенности циррозов в зависимости от этиологии
  • •Лабораторно-инструментальные данные
  • •Билиарный цирроз печени
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторно-инструментальная диагностика
  • •Исследование больных с заболеваниями поджелудочной железы
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования
  • •Симптоматология и диагностика Панкреатитов
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные и инструментальные данные
  • •Классификация хронического панкреатита в настоящее время во всем мире пользуются Марсельско-Римской классификацией.
  • •Типы хронического панкреатита.
  • •Морфологические особенности форм хронического панкреатита.
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторная диагностика
  • •Мочевыделительная система Обследование больных с заболеваниями органов мочеотделения
  • •Анамнез жизни
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования
  • •2.Физико-химическое исследование.
  • •Проба с.С. Зимницкого
  • •Основные синдромы при заболеваниях почек
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные данные
  • •Клиническая картина
  • •Мочевой синдром при наиболее распространенных заболеваниях мочевыделительной системы
  • •Классификация хронической почечной недостаточности по н.А. Лопаткину и и.Н. Кучинскому.
  • •Острый гломерулонефрит
  • •Клиническая картина
  • •Хронический гломерулонефрит
  • •Клинические проявления хгн
  • •Пиелонефрит
  • •Классификация пиелонефритов (с.И. Рябов, 2002)
  • •Система крови Методы обследования гематологических больных
  • •2. Оценка осмотической стойкости эритроцитов (оценка гемолиза).
  • •3. Исследование свертывающей способности крови:
  • •4. Пункционные методы исследования кроветворных органов.
  • •Показатели нормальной миелограммы (а.И. Грибова, 1979)
  • •5. Морфоцитохимические и иммунологические методы исследования.
  • •6. Рентгенологические и другие инструментальные методы исследования.
  • •Симптоматология и диагностика анемий
  • •Классификация анемий
  • •Острая постгеморрагическая анемия
  • •Железодефицитная анемия
  • •Клинические проявления железодефицитных анемий
  • •Гемобластозы: симптоматология и диагностика
  • •Классификация гемобластозов
  • •Острый лейкоз (ол)
  • •Классификация:
  • •Клинические проявления острого лейкоза
  • •Лабораторная диагностика ол
  • •Хронический миелолейкоз
  • •Клинические проявления хронического миелолейкоза
  • •Хронический лимфолейкоз (хлл)
  • •Классификация стадий хлл по j. Benet
  • •Лейкемоидные реакции
  • •Система гемостаза Диагностика нарушений гемостаза Геморрагические диатезы
  • •Антикоагулянты:
  • •Аутоиммунные тромбоцитопении
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные данные
  • •Геморрагический васкулит
  • •Классификация гв:
  • •Клиническая картина
  • •Эндокринная система особенности обследования эндокринологических больных
  • •Сахарный диабет
  • •Этиологическая классификация нарушений гликемии (воз, 1999)
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторная диагностика
  • •Критерии нарушений углеводного обмена (воз, 1999)
  • •Клиническая картина
  • •Клиническая картина
  • •Болезни щитовидной железы Пальпация щитовидной железы
  • •Диффузный токсический зоб
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторная диагностика
  • •Гипотиреоз
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные данные
  • •Ожирение
  • •Клиническая картина
  • •Классификация избыточной массы тела и ожирения по индексу массы тела (воз, 1998)
  • •Окружность талии и риск развития метаболических осложнений (воз, 1997)
  • •Кахексия
  • •Клинические проявления
  • •Болезни витаминной недостаточности
  • •Клиническая картина
  • •Клиническая картина
  • •Клиническая картина
  • •Клиническая картина
  • •Клиническая картина
  • •Клиническая картина
  • •Клиническая картина
  • •Аллергозы крапивница и отек квинке
  • •Классификация крапивниц и отека Квинке
  • •Клиническая картина
  • •Поллиноз
  • •Клиническая картина
  • •Анафилактический шок
  • •Клиническая картина
  • •Лечение лекарственного анафилактического шока («Клинические протоколы диагностики и лечения больных», приложение №1 к Приказу мз рб № 274 от 19.05.2005 г).
  • •Болезни органов движения Суставный синдром
  • •Ревматоидный артрит
  • •Классификация
  • •Функциональные классы (фк):
  • •Лабораторные данные
  • •Инструментальные исследования
  • •Диагностические критерии ревматоидного артрита (Американская ревматологическая ассоциация, 1987)
  • •Варианты течения
  • •Остеоартроз (-артрит)
  • •Классификация
  • •Клиническая картина
  • •Лабораторные методы исследования
  • •Вич-инфекция
  • •Клиническая картина
  • •II. Асимптомная инфекция (вирусоносительство).
  • •Неотложные состояния
  • •Признаки клинической смерти:
  • •Алгоритм оказания помощи при клинической смерти
  • •2. Восстановление и обеспечение проходимости дыхательных путей:
  • •Методика непрямого массажа сердца.
  • •Универсальный алгоритм действий при внезапной смерти взрослых
  • •Нормы основных лабораторных показателей
  • •Показатели состояния системы свертывания крови
  • •Гематологические и общеклинические исследования крови
  • •Нормальные показатели секретообразования в желудке (по ю.И.Фишзон-Рыссу)
  • •Интрагастральное определение рН (рН-зонд)
  • •По е.Ю.Линару (1968) – 1,7-1,3
  • •(При пониженной кислотности рН выше 1,7,
  • •При повышенной кислотности рН меньше 1,3-1,0).
  • •Список использованной литературы:
  • •Оглавление:
  • •Система дыхания
  • •Сердечно-сосудистая система
  • •Желудочно-кишечный тракт
  • •Лабораторные и инструментальные методы исследования. Исследование желудочного сока……………………………………………265
  • •Исследование печени и желчевыводящих путей
  • •Исследование больных с заболеваниями поджелудочной железы

Обследование больного — важный этап лечебно-диагностического процесса, так как на основании данных обследования устанавливается диагноз и назначается лечение. Акушерка в полной мере должна владеть искусством обследования больного, так как при работе на ФАПе, она при необходимости заменяет фельдшера. Обследование складывается из субъективных и объективных данных.

2. Субъективное обследование проводят с помощью расспроса, который включает три этапа:

1) Жалобы больного. Выясняются жалобы больного на момент обследования. Сначала расспрашивают о главных жалобах, послуживших поводом обращения за медицинской помощью, а затем о второстепенных. Наиболее частой жалобой является боль. О ней нужно расспросить подробнее: выясняют её локализацию, иррадиацию, характер, интенсивность, продолжительность и периодичность, время и причину возникновения боли, условия её исчезновения или уменьшения. Аналогично расспрашивают и о других жалобах.

2) История настоящего заболевания. Пациента расспрашивают о времени начала заболевания и его первых признаках, выясняют возможные причины развития заболевания (охлаждение, погрешности в еде, влияние условий труда). Затем подробно расспрашивают о дальнейшем течении процесса, времени обращения за медицинской помощью, о методах обследования и лечения, эффективности лечебных мероприятий. Если заболевание хроническое, выясняют частоту обострений и их причины, условия развития ремиссий. Отдельно расспрашивают о времени, причинах и проявлениях последнего ухудшения.

3) История жизни больного. Расспрашивают о росте и развитии в детском возрасте, времени поступления в школу, службе в армии, жилищно-бытовых и материальных условиях, характере питания, занятии физкультурой и спортом, физической активности. Выясняют условия труда, нет ли профессиональных вредностей. Если есть, то их характер, длительность работы на вредном производстве. Отдельно выясняют, имеет ли больной вредные привычки. Если имеет, спрашивают подробно о длительности курения (злоупотребления алкоголем), количестве выкуриваемых сигарет. Расспрашивают о перенесённых заболеваниях в хронологической последовательности. Собирают аллергологический анамнез (непереносимость лекарств, пищевых продуктов, сывороток, вакцин). Затем выясняют семейно-половой анамнез, у женщин расспрашивают о беременности, родах, количестве детей. Обязательно выясняют характер наследственности — состояние здоровья или причины смерти близких родственников больного. Особенное внимание обращают на перенесение пациентом или его родственниками сифилиса, туберкулеза, нервно-психических заболеваний, новообразований, атеросклероза, ИБС, болезней обмена веществ, заболеваний системы крови.

3. Объективное обследованиескладывается из осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации и проводится, как правило, по системам: настоящее состояние больного, система органов дыхания, сердечно-сосудистая система, система органов пищеварения, мочеполовая система, нервная и эндокринная системы.

1) Осмотр делится на общий и локальный.

Общий осмотр.

Определяют общее состояние больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжёлое.

Положение больного: активное, пассивное, вынужденное (какое).

Сознание: ясное, ступор, сопор, кома. Ясное сознание предусматривает полную ориентацию в месте, времени, адекватные ответы на вопросы. Ступор – состояние оглушения. Больной плохо ориентируется в окружающей обстановке, на вопросы отвечает с запозданием. Сопор или спячка, из которой больной выходит на короткое время при громком оклике или тормошении. Рефлексы сохранены. Кома – бессознательное состояние, характеризующееся полным отсутствием реакции на внешние раздражители, отсутствием рефлексов, нарушением жизненно важных функций.

Выражение лица: спокойное, живое, возбуждённое, страдальческое, безразличное, маскообразное.

Конституционный тип телосложения: нормостенический, астенический, гиперстенический. Запястье диаметром 16-18,5 см – нормостеник, <16 см – астеник, >18,5 — гиперстеник. Рост, масса тела, температура тела.

Форма головы, характер дыхания (носом, ртом; свободное, затруднённое).

Глаза: форма глазных щелей, западения, пучеглазие и другое.

Волосы и ногти: ломкость, слоение, сечение, форма (часовых стёкол).

Костная система. Исследование костей черепа, позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей: искривления, утолщения концевых фаланг пальцев в виде «барабанных палочек», деформации, болезненность. Суставы: изменение конфигурации, состояние кожных покровов над суставами, объём активных и пассивных движений, боли.

Локальный осмотр проводят по системам в зависимости от конкретного заболевания. Осматривают грудную клетку, область сердца, живот.

2). Пальпация.

Влажность кожи (нормальная, сухая, влажная). Потливость общая или местная. Эластичность кожи: нормальная, пониженная.

Подкожная клетчатка: степень развития (умеренная, слабая, чрезмерная), равномерность распределения.

Отёки: общие, местные, их распределение.

Лимфатические узлы: величина, консистенция, форма, болезненность, подвижность, спаянность с окружающими тканями. В норме периферические л/у не пальпируются.

Мышечная система: общая степень развития, тонус (нормальный, повышенный, пониженный), атрофии, болезненность.

При необходимости проводят ощупывание костей и суставов.

3). Перкуссия.

Бывает непосредственной, которая осуществляется постукиванием непосредственно по телу пациента и посредственной, когда III пальцем (молоточком) правой руки наносят удар по III пальцу (плессиметру) левой руки, прижатому к телу пациента.

Общие правила посредственной перкуссии в приложении.

Различают следующие перкуторные звуки: ясный лёгочный звук (над здоровыми лёгкими), тимпанический звук (над органами брюшной полости), притупленный звук (при уплотнении лёгочной ткани), тупой звук (над бедром, при появлении жидкости в плевральной полости), коробочный звук (при повышении воздушности лёгких).

При поколачивании костей определяют их болезненность.

4). Аускультация.

В настоящее время принята посредственная аускультация, которая проводится с помощью фонендоскопа.

Общие правила аускультации в приложении.

4. Дополнительные методы исследования.

Их подразделяют на лабораторные и инструментальные.

1). К лабораторным методам исследования относятся те, при которых исследуется состав или отдельные компоненты жидкостей и сред организма. К ним относятся уже изученные нами анализы мокроты (общий, на БК, на атипические клетки, бактериологическое исследование); анализы мочи (общий, по Нечипоренко, по Амбурже, по Каковскому-Аддису, по Зимницкому, суточная моча на сахар, бактериологическое исследование мочи, анализ мочи на амилазу); анализы кала (общий, на яйца гельминтов, на скрытую кровь, бактериологическое исследование). Одним из ведущих лабораторных методов исследования является общий анализ крови, который назначается всем больным и отражает патологические процессы, происходящие в организме, кровь для этого берут из пальца. Для биохимического исследования кровь берётся из вены; с помощью биохимических исследований определяют электролиты крови, количество белка и его фракции, коагулограмму, ферменты крови и многие другие показатели. Исследование желудочного сока и желчи также относятся к лабораторным методам исследования. Можно исследовать состав ликвора, плевральной жидкости, асцитической жидкости и многое другое.

2). Инструментальные методы исследования очень разнообразны, их можно подразделить на группы.

Рентгенологические методы исследования применяются очень широко: флюорография грудной клетки проводится с целью массового профилактического обследования населения для выявления заболеваний лёгких. С помощью рентгеновских лучей исследуют кости и суставы, желудок, кишечник, желчный пузырь и желчные протоки, почки и мочевыводящие пути. Рентгенологический метод исследования основан на свойстве рентгеновских лучей проникать через мягкие ткани организма и задерживаться плотными. В ряде случаев используют контрастные вещества, которые задерживают рентгеновские лучи и повышают качество рентгенограмм. Если изображение получают на экране – это рентгеноскопия, а на плёнке – рентгенография.

Эндоскопические методы исследования позволяют осмотреть орган изнутри, поэтому используются для полых органов – бронхов, желудка, кишечника, мочевого пузыря. Кроме того, при эндоскопии можно взять частицу органа для исследования (биопсия) и провести лечебные процедуры.

Ультразвуковой метод исследования (УЗИ) основан на свойстве ультразвука отражаться на границе раздела органов или тканей различной плотности, отражённые сигналы принимаются аппаратом и, претерпев определённые преобразования, формируют на экране прибора изображение.

Радиоизотопные методы исследования используются для получения изображения органа – сканирование или изучения функции. Во втором случае получаем графическое изображение накопления и выведения изотопа.

Электрокардиография – метод исследования работы сердца – графическая запись биопотенциалов сердца. Спирография – это регистрация дыхательных движений при различном режиме дыхания.

Литература.

1. Г. П. Паращак. Внутрішні хвороби. – Київ: Здоров’я, 1994. Стор. 4-10-46.

2. В. А. Левченко. Внутрішні хвороби. – Львів: Світ, 1994. Стор. 3-12-62.

3. Терапия для фельдшеров. – Ростов-на-Дону: Феникс 2001. С. 3-10-106.

4. Н. И. Федюкевич. Внутренние болезни. – Минск: Полифакт-Альфа, 1999. С. 5-18-76.

5. А. Л. Гребенёв. Непосредственное исследование больного. – М: МЕДпресс, 1999. С. 7-287.

6. В. Т. Ивашкин, В. К. Султанов. Пропедевтика внутренних болезней. — С-П: Питер, 2000. С. 29-225.

7. В. И. Маколкин. Внутренние болезни. – М. М. 1992. I том. С. 16-85, 177-181. II том. С. 3-5, 19-21.

Диагностика

Смотреть что такое «Диагностика» в других словарях:

  • Диагностика — установление и изучение признаков, характеризующих состояние строительных конструкций зданий и сооружений для определения возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их эксплуатации. Источник: СП 13 102 2003: Правила… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ДИАГНОСТИКА — (этим. см. предыд. сл.). Вообще определение отличительных признаков предметов; в частности часть медицины, имеющая предметом определение рода и признаков болезней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

  • диагностика — опробывание, проверка, испытание, распознавание, тест, проба Словарь русских синонимов. диагностика сущ., кол во синонимов: 42 • автодиагностика (1) • … Словарь синонимов

  • диагностика — Процедуры и системы, детектирующие и изолирующие ошибки и некорректно работающие устройства, сети и системы. диагностика (ITIL Service Operation) Стадия жизненного цикла инцидента или проблемы.… … Справочник технического переводчика

  • Диагностика — – установление и изучение признаков, характеризующих состояние строительных конструкций зданий и сооружений для определения возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их эксплуатации. Диагностика… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • Диагностика — наука о распознавании болезней и постановке диагноза. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • ДИАГНОСТИКА — (от греч. diagnostikos способный распознавать) учение о методах и принципах распознавания болезней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза … Большой Энциклопедический словарь

  • ДИАГНОСТИКА — ДИАГНОСТИКА, диагностики, жен. (мед.). Отрасль медицины, учение о методах диагноза. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ДИАГНОСТИКА — ДИАГНОСТИКА, и, жен. 1. см. диагностировать. 2. Учение о способах диагноза. 3. Установление диагноза. Лабораторная д. Ранняя д. заболевания. | прил. диагностический, ая, ое. Д. анализ. Диагностическая служба. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

  • ДИАГНОСТИКА — жен., греч. распознание, распознаванье; определение признаков и взаимных отликов произведений природы; знание примет: распознавание болезней, по припадкам и явлениям. Диагностический, к диагностике, распознанию относящийся. Диагностик муж.… … Толковый словарь Даля


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *