Олигофрения

Олигофрения

Степени умственной отсталости и их характеристика

18.08.2010 26871

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

В зависимости от глубины психического дефекта при олигофрении выделяют три степени психического недоразвития: дебильность, имбецильность и идиотию, что имеет важное практическое значение для определения возможности обучения и социальной адаптации таких детей. Соотношение дебильности, имбецильности и идиотии примерно 75%, 20%, 5% (М.С. Певзнер, 1973).

Дебильность – легкая степень психического недоразвития (IQ=50-70). При хорошем внимании и хорошей механической памяти дети способны к обучению по специальной программе вспомогательных школ, основанной на конкретно-наглядных методах обучения, овладевают определенными трудовыми навыками и могут проявлять самостоятельность в несложных трудовых процессах. Обычно умственное недоразвитие с годами становится менее заметным.

Как отмечает С.Я. Рубинштейн (1986), в дошкольном возрасте присутствует примитивный замысел в игре, возможность ее простейшей организации; в школьном возрасте – определенная оценка конкретной ситуации, в простых практических вопросах. В речи употребляется фразовая речь, но фразы их примитивны, речь часто страдает аграмматизмами, косноязычием. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, воспринимаются медленно. У таких детей повышается уровень отвлеченного мышления, логических процессов, ассоциаций, обиходная речь становится мало отличимой от речи интеллектуально полноценных детей и подростков. Все это способствует приобретению определенного запаса сведений, овладению навыками чтения, письма, счета.

Мышление детей-дебилов имеет наглядно-образный характер. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети, страдающие дебильностью, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. При обучении счету дети с трудом усваивают понятие количественного содержания числа, смысл условных арифметических знаков. Без предварительного разъяснения часто не понимают условие несложной задачи. При ее решении «застревают» на предшествующем способе действия. С трудом усваивают правила правописания.

С интеллектуальным недоразвитием тесно связана незрелость личности. Отчетливо выступают несамостоятельность суждений и взглядов, отсутствие любознательности, слабость инициативы. При общей достаточной сохранности эмоциональной сферы нет сложных оттенков переживаний. Отмечается недостаточность тонких, дифференцированных движений, выразительности мимики. Довольно часты разрозненные неврологические знаки, дисплазии телосложения, нередки цереброэндокринные расстройства (С.Я. Рубинштейн, 1986).

Но в то же время, по мнению большинства исследователей (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973; С.Я. Рубинштейн, 1986; С.Д. Забрамная, 1995; Б.П. Пузанов, 2003 и др.), при правильном воспитании и обучении, своевременном привитии трудовых навыков, отсутствии нервно- психических расстройств, осложняющих интеллектуальный дефект, социальный прогноз в формировании личности детей, страдающих дебильностью, благоприятен.

Имбецильность – средняя и выраженная степень умственной отсталости (IQ =20-50). С.Я. Рубинштейн (1986) указывает, что мышление имбецилов конкретно, непоследовательно, туго подвижно. Образование отвлеченных понятий по существу недоступно. Запас сведений и представлений ограничен узким кругом сугубо бытовых, повседневных вопросов. Отмечается резкое недоразвитие восприятия, внимания, памяти. Речь косноязычна и аграмматична, словарный запас беден и состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Имбецилы необучаемы по программе вспомогательных школ. При относительно хорошей механической памяти некоторые из них могут овладеть буквами и порядковым счетом, но пользуются ими механически. Недостаточноть зрительного и слухового анализа и синтеза отчетливо проявляется в затруднениях при запоминании букв, сходных по написанию или звучанию, при слиянии звуков в слоги и слогов в слова. Чтение носит механический характер; понимание смысла прочитанного отсутствует. Возможно обучение порядковому счету в пределах первого десятка, механическое заучивание таблицы умножения. Отвлеченный счет, понятие о числе недоступны. Им доступны навыки самообслуживания и элементарные трудовые процессы, но к самостоятельной трудовой деятельности они в большинстве случаев неспособны. Синкинезии, медлительность, вялость, неловкость движений усугубляют трудности овладения письмом, физическим трудом.

Имбецилы легко дают неадекватные реакции, иногда бывают злобными и агрессивными. У некоторых отмечается повышение и извращение влечений. Повышенная внушаемость и подражательность нередко способствуют проявлению асоциальных форм поведения. У имбецилов относительно сохранны простые, непосредственные эмоции, а также и проявления сочувствия, стремление помочь. Имеются у таких больных и зачатки самооценки: переживание своей физической слабости, моторной неловкости.

Идиотия – самая глубокая умственная отсталость (IQ менее 20), при которой почти полностью неразвиты мышление и речь. Реакция на окружающее резко снижена, восприятия слабо дифференцированы. В обращенной речи воспринимают не смысл, а интонации и сопровождающие речь мимика и жесты. Эмоции элементарны и в основном определяются инстинктивной жизнью – чувством удовольствия и неудовольствия. Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике. Статические и локомоторные функции грубо недоразвиты, многие больные не умеют стоять и ходить. При идиотии одни больные вялы, малоодвижны, подолгу пребывают в однообразном положении, другие – беспокойны, двигательно возбудимы. Часто отмечается повышение и извращение влечений (упорная мастурбация, поедание нечистот и др.). При идиотии обычно наблюдаются грубые дефекты физического развития и выраженные неврологические симптомы.

Жизнь олигофренов в степени идиотии протекает на инстинктивном, безусловнорефлекторном уровне. У них не развиваются навыки опрятности и самообслуживания. Они постоянно нуждаются в постороннем уходе и надзоре.

В соматическом статусе больных олигофренией часто отмечаются признаки физического недоразвития, дисгенезии и дисплазии, многие из которых соответствуют эмбриональным этапам развития органов и систем. В ряде случаев они дают возможность судить о времени воздействия патогенного фактора, а их типичное сочетание позволяет выделять отдельные дифференцированные формы олигофрении (болезнь Дауна, микроцефалия и др.). Физическое развитие больных олигофренией часто отстает от возрастной нормы и характеризуется непропорциональностью строения туловища и конечностей, искривлениями позвоночника, признаками церебрально-эндокринной недостаточности (ожирение, недоразвитие половых органов, нарушение темпа и сроков формирования вторичных половых признаков) (С.Я. Рубинштейн, 1986).

В заключение необходимо сказать, что при некоторых формах олигофрении структура психического недоразвития неравномерна и не исчерпывается только основными, характерными симптомами слабоумия. В связи с этим выделяют атипичные и осложненные варианты олигофрении. К атипичным формам относят случаи олигофрении с неравномерной структурой психического дефекта, проявляющейся либо в одностороннем развитии какой-либо психической функции, либо в признаках парциального психического недоразвития. При осложненных формах в структуре психического недоразвития наблюдаются дополнительные психопатологические синдромы, неспецифичные для олигофрении (астенический, эпилептиформный, психопатоподобный и др.) (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973).

Список литературы:

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. — 173с.
2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, 1995. — 112 с.
3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)/под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Академия, 2003. — 272с.
4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

Основные клинические формы олигофрении

Классификация форм олигофрении

Как это часто бывает при любой попытке систематизировать значительный объем сходных по проявлению, но отличающихся по этиологии явлений, сложнее всего – выбрать единый критерий классификации, что в медицине особенно важно. Очевидно, именно отсутствием общих взглядов на принципы систематизации можно объяснить многовариантность, которую имеет классификация форм олигофрении. Хотя немаловажную роль в появлении новых интерпретаций играют достижения в изучении патогенеза данного состояния.

Еще автор термина «олигофрения» немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926) считал, что при классификации психических болезней необходимо учитывать их этиологию (в первую очередь, патологические изменения структур головного мозга), характерные признаки и типичную клиническую картину.

Попыток классифицировать формы умственной отсталости было немало, но в итоге критерием стала масштабность имеющегося умственно-психического недоразвития (в более мягкой формулировке дефекта интеллекта). Традиционные формы олигофрении дебильность, имбецильность и идиотия в Международной классификации болезней редакции 2010 года не фигурируют: их решили убрать, так как данные медицинские термины приобрели уничижительные коннотации (стали употребляться в обиходной речи в качестве определения негативного отношения к личности и ее поступкам).

Согласно положениям, принятым ВОЗ и закрепленным в МКБ-10, в зависимости от степени когнитивной дисфункции олигофрения может быть легкой (F70), умеренной (F71), тяжелой (F72) и глубокой (F73). Такое разграничение структурирует патологию упрощенно не учитывая многих отличительных характеристик, которые имеют несколько десятков различных форм данного аномального состояния.

Например, в патогенетической классификации умственной отсталости, разработанной в 1960-70-х годах профессором М.С. Певзнер (одной из основательниц клинической дефектологии), главным был принцип соотношения определенных церебральных повреждений и их клинических проявлений.

Выделяемые формы олигофрении по Певзнер:

  • неосложненная форма олигофрении, при которой в эмоционально-волевой сфере пациентов нарушения носят маловыраженный характер;
  • осложненные формы олигофрении (осложнения вызываются нарушением нейродинамических процессов ЦНС, которые могут приводить к избыточной возбудимости, заторможенности или слабости);
  • олигофрения с нарушениями речи, слуха, моторики;
  • олигофрения с проявлениями, подобными психопатиям;
  • олигофрения с явным недоразвитием и недостаточностью коры и подкорковых структур передних долей головного мозга (с чем, собственно, и связано большинство экстрапирамидных расстройств, нарушений интеллекта и психических отклонений).

Формы олигофрении по Сухаревой различаются по этиологии и особенностям воздействия патогенных факторов. На основе многолетних наблюдений клинических проявлений олигофрении у детей профессор Г.Е. Сухарева (детский психиатр, 1891-1981) выделила:

  • олигофрении, вызванные наследственно-генетическими факторами (синдром Дауна, микроцефалия, фенилкетонурия, гаргоилизм и др.);
  • олигофрении, связанные с воздействием целого ряда негативных факторов (вирусы, трепонема, токсоплазма, токсины, иммунологическая несовместимость организмов матери и плода и др.) в период внутриутробного развития;
  • олигофрении, обусловленные послеродовыми факторами (асфиксия, родовые травмы, инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга).

В осовремененном виде (со времени разработки классификации Сухаревой прошло не менее полувека) основанное на патогенезе разделение дефекта интеллекта отграничивает наследственные или эндогенные формы олигофрении: все связанные с генными аберрациями синдромы, а также нарушения, затрагивающие процессы обмена веществ, синтез гормонов и выработку ферментов. Соответственно, выделяются и приобретенные (постнатальные) экзогенные формы олигофрении, возникающие при алкоголизме или наркомании матери, после перенесенной во время беременности краснухи (рубеолярная олигофрения), при трансплацентарном заражении плода токсоплазмой, имеющейся у беременной, при дефиците йода и т.д.

Бывают олигофрении смешанной этиологии. Например, микроцефалия, на долю которой приходится более 9% диагнозов умственной отсталости, является эндогенно-экзогенной олигофренией, так как она может быть как генетически обусловленной (истинной), так и вторичной, возникающей из-за воздействия на плод ионизирующего облучения.

А гидроцефалия (водянка головного мозга) может быть следствием внутриутробного поражения плода цитомегаловирусом, а также может развиваться после черепно-мозговой травмы новорожденного, менингита или энцефалита.

, , , , , ,

Характеристика форм олигофрении

Несмотря на все терминологические новации, характеристика форм олигофрении учитывает те же морфологические особенности, этиологию и клинические проявления. И в основе описания отдельных форм, как принято, используется основной комплекс наиболее характерных симптомов.

Легкая форма олигофрении (умственная отсталость в форме дебильности) диагностируется, если:

  • уровень умственного развития по шкале «количества интеллекта» (intelligence quotient или IQ) колеблется в пределах 50-69 по шкале Векслера;
  • речь неразвита и ее лексический диапазон ограничен;

мелкая моторики развита недостаточно, могут быть проблемы с координацией движений, а также различные двигательные расстройства;

  • имеются черепно-лицевые или скелетно-мышечные врожденные дефекты (аномальный рост или размер головы, искаженные пропорции лица и тела и т.д.);
  • способность мыслить абстрактно очень низкая, очевидно преобладание предметного мышления и механического запоминания;
  • оценка, сопоставление и обобщение (предметов, явлений, действий и т.д.) вызывают серьезные затруднения;
  • диапазон эмоций и способов их выражения недостаточный, часто эмоции выражаются в виде аффектов;
  • внушаемость повышена, самостоятельность понижена, самокритичность отсутствует, частые проявления упрямства.

При умеренной форме олигофрении (незначительно выраженной имбецильности) IQ равен 35-49 баллам, а тяжелая форма олигофрении (явно выраженная имбецильность) определяется при IQ на уровне от 34 и ниже (до 20 баллов). Грань между ними весьма условна при всей очевидности наличия психической патологии. Однако при умеренной форме олигофрении пациенты могут формулировать самые простые фразы, способны освоить элементарные действия, то при тяжелой форме все это уже невозможно. Следует иметь в виду, что данная степень когнитивной дисфункции (которая диагностируется еще в раннем детстве) приводит отсутствию внимания, а также полной внутренней бесконтрольности поведения (в том числе сексуального) и проявления эмоций. Поэтому имбецильные больные быстро впадают в состояние психомоторного возбуждения и могут быть агрессивными в отношении окружающих, у них также бывают схожие с эпилепсией припадки.

Для глубокой олигофрении (идиотии) характерны: IQ ниже 20; полное отсутствие способности мыслить, понимать сказанное другими и говорить самим; предельно низкий эмоциональный порог и отсутствие всех видов чувствительности (включая вкусовую, обонятельную и осязательную); атония и ограничение движений рефлекторной жестикуляцией.

, , , , ,

Атипичные формы олигофрении

Любое нарушение «стандартной» клинической картины умственной отсталости выливается в так называемые атипичные формы олигофрении.

По мнению психиатров, причины заключаются в многофакторности повреждений структур головного мозга в процессе его внутриутробного развития, при котором не исключается совокупное негативное воздействие как внутренних (генетических), так и внешних факторов. Какой симптом является проявлением того или иного патогенного влияния – с абсолютной точностью установить сложно.

Атипичной может считаться олигофрения при явной гидроцефалии: у ребенка – на фоне гипертрофированной формы черепа, снижении слуха и косоглазии – может быть хорошая способность к механическому запоминанию.

То, как проявляется «нетипичное слабоумие», во многом зависит от локального фактора – то есть от того, какая структура головного мозга пострадала и насколько критично данное повреждение для функционирования отдельных участков коры, мозжечка и гипофизарно-гипоталамической зоны головного мозга.

В атипичные формы олигофрении специалисты включают эмоциональную и сенсорную депривацию, которой подвергаются дети, помещенные в условия длительной внешней изоляции, или находящиеся в тяжелых семейных условиях (семьи алкоголиков).

Умеренные формы олигофрении (IQ 50-60) почти всегда очевидны в течение первых лет жизни. Эти люди сталкиваются с трудностями в школе, дома, в обществе. Во многих случаях – после специализированного обучения – они могут вести практически нормальный образ жизни.

Олигофрения

Общая характеристика заболевания

Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. Термин «олигофрения» происходит от двух греческих слов «oligos» (малый) и «phrēn» (разум), хотя более корректными считаются выражения «психическая задержка» или «психическая недостаточность». В обиходе олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребёнка с задержкой умственного развития — отсталым.

Олигофрения, как отдельное заболевание, была классифицирована лишь в начале прошлого века. До этого времени общий собирательный термин «слабоумие» объединял пациентов как с врождённой болезнью, так и с приобретённым психическим недоразвитием, например, старческой деменцией.

Существует три группы факторов, провоцирующих развитие заболевания:

Первый комплекс причин олигофрении имеет эндогенный (внутренний) характер. Сюда относят все виды психического недоразвития, вызванного хромосомными патологиями, различными генетическими синдромами и наследственными специфическими нарушениями обмена веществ. Причиной олигофрении данного типа могут послужить синдром Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Рубинстайна — Тейби, болезнь Дауна, разные типы мукополисахаридоза и другие метаболические заболевания.

Второй комплекс причин олигофрении составляют факторы экзогенной, т.е. внешней, этиологии. В данном случае общее психическое недоразвитие у больного могут вызвать внутриутробные инфекции во время беременности, иммуноконфликт крови мамы и ребёнка, родовые и послеродовые травмы черепа малыша, алкоголизм матери, наркомания и другие пагубные привычки, спровоцировавшие серьёзные нарушения в снабжении плода питательными веществами.

Комплекс причин олигофрении смешанной этиологии состоит из факторов как экзогенной, так и эндогенной природы. В результате совокупного воздействия на организм человека сразу нескольких неблагоприятных факторов развиваются самые тяжёлые формы олигофрении.

Формы олигофрении

Каждому комплексу причин олигофрении соответствует отдельная форма заболевания. Всего на сегодняшний момент принято различать 4 формы олигофрении:

I форма олигофрении – наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками родителей больного. К I форме олигофрении относят пациентов с болезнью Дауна, микроцефалией и психическим недоразвитием на фоне серьёзных патологий кожи и костей человека.

II форма олигофрении – различные виды эмбрио- и фетопатий. Ко II форме олигофрении причисляют виды психического недоразвития, вызванные внутриутробными факторами: вирусными, бактериальными или паразитарными инфекциями женщины во время беременности, гемолитическими болезнями плода.

III форма олигофрении – задержка психического развития у ребёнка, спровоцированная родовой травмой, гипоксией или асфиксией во время родов, а также перенесённым в возрасте до 3 лет энцефалитом, менингитом или серьёзной черепно-мозговой травмой.

И последняя VI форма олигофрении – тип психического недоразвития, вызванный прогрессированием основного врождённого заболевания, например, различных дефектов головного мозга или эндокринных патологий.

Степени олигофрении

В зависимости от выраженности умственного дефекта и коэффициента интеллекта больного различают 3 степени олигофрении:

Лёгкую умственную отсталость принято называть дебильностью. У больных с этой степенью олигофрении коэффициент интеллекта находится в переделах 50-70 балов. Пациенты имеют довольно развитую речь, могут совершать простые арифметические операции (сложить, отнять, посчитать деньги). Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами. К обучению больные с лёгкой степенью олигофрении интереса не проявляют и демонстрируют полную неспособность к абстрактному мышлению. Они в состоянии усвоить правила общественного поведения и навыки примитивного монотонного ручного труда.

Имбецильность – степень олигофрении с умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 20 до 49 баллов. Больные с данной степенью олигофрении косноязычны. Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов. При этой степени олигофрении у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу больной часто оказывается не в состоянии.

Идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени олигофрении практически неразвито. Больные плохо понимают обращённую к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия. Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживающих за ними людей.

Диагностика олигофрении

Некоторые формы олигофрении, вызванные генетическими факторами, сегодня можно диагностировать ещё на стадии внутриутробного развития. В таком случае решается вопрос о возможности искусственного прерывания беременности.

Олигофрения у детей первого года жизни диагностируется на основании целого комплекса симптомов физического и психического отставания в развитии. Олигофрения у детей самого раннего возраста выражается в неспособности ребёнка до года держать голову, сидеть, фиксировать взгляд на одной точке, поворачивать голову на звук, улыбаться или гулить на обращённую к нему речь.

Олигофрения у детей второго года жизни проявляется в отсутствии желания познавать окружающую среду, в неразвитости речи и моторики. Ребёнок не понимает обращённую к нему речь и не пытается имитировать действия взрослых. В самом раннем возрасте диагностируются, как правило, самые тяжёлые степени олигофрении.

В дошкольном периоде лёгкая степень олигофрении у детей выражается в слабо развитой речи, преобладании примитивных эмоций, плохой обучаемости и неспособности к самообслуживанию.

Лечение олигофрении

Для выявления различных форм олигофрении у детей во всём мире существует патронажная система контроля физического и психического развития ребёнка от рождения и до определения его в школу. К сожалению, лечение заболевания возможно лишь у детей с олигофренией метаболической этиологии. В таком случае ребёнку назначаются препараты для коррекции обмена веществ, и дальнейшее развитие болезни зависит от восприимчивости детского организма к лечению.

При всех других формах олигофрении у детей можно проводить лишь вспомогательную терапию витаминными комплексами, аминокислотами, ноотропами, препаратами для стимуляции мозгового кровообращения и уменьшения внутричерепного давления.

Диагноз «олигофрения» у детей предполагает участие ребёнка в социальной программе реабилитации. При лёгкой и средней степени олигофрении больные направляются в специализированные детские сады и школы-интернаты. Там они получают образование примерно на уровне 4 классов обычной школы и одновременно обучаются какой-либо профессии. После окончания интерната большинство выпускников трудоустраивается. При всех формах олигофрении пациентам оформляется инвалидность и назначается денежное пособие.

Видео с YouTube по теме статьи:

В научной среде олигофрения (умственная отсталость, малоумие) рассматривается в группе врожденных или приобретенных в раннем детском возрасте патологических состояний психики. Общим и ведущим признаком заболевания выступает дефицит когнитивной сферы, который может сочетаться с эмоциональными и волевыми нарушениями, разнообразными неврологическими дефектами и телесными изъянами. Больные олигофренией не способны понять суть явлений. В их умственной деятельности отсутствует четкая цель. Мышление узкое и ограниченное. Интеллектуальные, волевые, речевые расстройства препятствуют полноценной адаптации человека в социуме.

Данное заболевание отличается от приобретенной деменции, для которой характерен постепенный спад когнитивного потенциала в результате развития тяжелых патологий различного генеза.Олигофрения, в свою очередь, обозначает неспособность развития умственных процессов личности. Под термином «умственная отсталость» подразумевают недостаток интеллекта в сравнении с возрастной нормой на фоне установленных или не выявленных причин.

Распространенность олигофрении точно не установлена, что вызвано, в первую очередь, значительными отличиями в применяемых диагностических критериях. Это также можно объяснить различиями в отношении к умственно неполноценным людям в разных государствах, разных культурах. Предположительно, количество больных с разной степенью тяжести заболевания составляет около 1% численности населения развитых стран. При этом у 85% больных диагностирована легкая форма заболевания, а у 1% – глубокие отклонения. По гендерным показателем соотношение пациентов мужского и женского пола колеблется в пределах 2:1.

Виды

Разработано несколько вариантов классификации умственной отсталости, основанных на различных критериях дифференциации патологического состояния. Традиционный способ разделения базируется на определении степени тяжести нарушений и представлен видами:

  • дебильность (легкая форма);
  • имбецильность (умеренная степень);
  • идиотия (тяжелая форма).

Согласно Международного классификатора болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) выделяют четыре варианта:

Шифр Степень тяжести Классический термин Коэффициент интеллекта (IQ) Умственный возраст (лет)
F70 Легкая Дебильность 50-69 9-12
F71 Умеренная Незначительно выраженная имбецильность 35-49 6-9
F72 Тяжелая Значительно выраженная имбецильность 20-34 3-6
F73 Глубокая Идиотия До 20 До 3

Причины

На основании от того, установлены ли этиологические факторы, вызвавшие олигофрению, или нет, заболевание описывают как умственную отсталость:

  • недифференцированную (причины не известны);
  • дифференцированную (этиологически определенные варианты).

Касательно времени развития заболевания, то умственную отсталость разделяют на варианты:

  • наследственные (хромосомные, генетические);
  • пренатальные (вызванные повреждениемголовного мозга в эмбриональный или фетальный периоды);
  • приобретенные (развитие обусловлено неблагоприятными воздействиями в младенческом или раннем детском возрасте).

Описаны отдельные виды дифференцированной олигофрении.

Микроцефалия. Заболевание характеризуется недоразвитием черепно-мозговой коробки. При горизонтальном замере размер черепа не превышает 50 см. Масса мозгового вещества – не более 400 г. Фиксируется существенное недоразвитие больших полушарий головного мозга. При микроцефалии степень умственной отсталости достигает уровня идиотии. Причины – неблагоприятный период беременности: гепатит А, сахарный диабет, туберкулез, токсоплазменная инфекция, химиотерапия.

Токсоплазменная. Паразитарное заболевания. Переносчики токсоплазменной инфекции – кошачьи, собаки, семейство зайцевых, грызуны. Для плода, в случае если мать заразилась токсоплазмозом во время беременности, паразит представляет серьезную опасность.Умственная отсталость при врожденной токсоплазменной инфекции достигает тяжелой степени (идиотии). Симптомы проявляются в первые месяцы жизни инфицированного младенца.

Фенилпировиноградная. Вызвана нарушенным обменом фениламина и одновременной выработкой огромных объемовфенилпировидной кислоты. Фенилпировиноградная олигофрения также сопровождается нарушением обмена витаминов группы В.

Синдром Дауна. Болезнь характеризуется наличием 47 хромосом (при норме – 46 хромосом). Ученые не могут объяснить, чем вызвана такая хромосомная патология. Внешний вид таких больных очень специфичен. Голова имеет шаровидную форму. Глаза широкие, часто скошенные. Не верхнем веке заметна характерная складка. Нос короткий и уплощенный.

Пилвиаднная. Заболевание обусловлено выраженной нехваткой витамина А в первые три месяца беременности. В дополнение к когнитивному дефициту у больного определяется ихтиоз и появляются эпилептиформные припадки.

Рубеолярная эмбриопатия. Патология, которая развивается, если беременная перенесла краснуху. В этом случае олигофрения проявляется в глубокой степени. Психический дефект дополняют патологиив виде катаракты, врожденных пороков сердца.

Резус-конфликтная. Возникает при наличии у матери и будущего ребенка разных резус-факторов (положительного у беременной и отрицательного у плода). Болезнь сопровождается параличом, парезом, гиперкинезом.

Резидуальная. Самая распространенная форма умственной отсталости. Интеллектуальное развитие приостанавливается, если ребенок в первые годы жизни перенес тяжелое инфекционное заболевание или черепно-мозговую травму. Степень выраженности умственной отсталости варьируется.

Симптомы

Недифференцированные виды умственной отсталости – результат поражения головного мозга в эмбриональном периоде или на этапе развития плода. При этом проводимые исследования не позволяют точно установить причину патологий в развитии центральной нервной системы. Вышеуказанные степени олигофрении (дебильность, имбецильность, идиотия) являются вариантами умственной отсталости. Они проявляются хоть и однотипными симптомами, но имеют различную интенсивность выражения.

Симптомы дебильности

Такой вариант является самой легкой формой олигофрении, свидетельствующей о незначительном недоразвитии психической сферы. С анатомической точки зрения лица с дебильностью не отличаются от других либо имеют незначительные симптомы физического недоразвития.

Больные характеризуются предметно-описательным типом мышления. Однако их способность к абстрагированию значительно нарушена или вовсе отсутствует. Они не в состоянии сопоставить и освятить все детали ситуации, поэтому их описание затрагивает лишь внешне очевидные аспекты происходящего. Пациентам тяжело установить причинно-следственные и логические связи между понятиями.

При дебильности сохранена способность к механическому запоминанию информации. Однако для того, чтобы запомнить требуемые сведения, человеку требуется очень много времени. При этом заученная информация хранится в памяти непрочно и недолго.

При дебильности часто фиксируются разнообразные речевые расстройства. Ребенок сильно отстает в развитии речи. Он произносит звуки искаженно. Характерно неправильное грамматическое согласование конструкций в предложениях. Хотя больной может знать и понимать большое количество слов, его высказывания довольно однообразны. Он не может пересказать своими словами прочитанную, услышанную или увиденную информацию.

Большинство лиц с легкой формой умственной отсталости не справляются с требованиями общеобразовательной программы. Их обучение возможно при использовании специальных методик преподавания, базирующихся на наглядном обучении. При этом усвоение материала проходит в замедленном темпе. Длительное обучение дает возможность больным освоить профессиональные навыки и заниматься некоторыми видами трудовой деятельности.

Несмотря на ограниченную продуктивность мышления, отдельные пациенты с дебильностью имеют некие таланты. Как правило, их одаренность сосредоточена на одной сфере. Например, они могут обладать феноменальной механической памятью, при этом не понимать сути запоминаемых сведений. Некоторые больные могут проводить сложнейшие математические вычисления, при этом не способны использовать арифметические способности на практике. Другие умственно отсталые лица обладают уникальным музыкальным слухом или становятся гениальными художниками.

Эмоционально-волевая сфера, как правило, претерпевает несущественных изменений. Переживания больных неглубокие и непостоянные. Их эмоции зависят от текущего момента. Характерен негативизм – немотивированный отказ подчиниться разумным требованиям.

Типичная черта больных – неспособность сохранить независимость мнения и суждений. Они являются легко внушаемыми людьми и быстро попадают под влияние других особ. Такая особенность волевой сферы приводит к тому, что лица с дебильностью часто становятся орудием мошенников. Подчиняясь указаниям других людей, пациенты могут стать ворами, убийцами, поджигателями. При этом преступления совершаются на уровне автоматизма: больные не способны рассматривать и учитывать последствия.

Из-за отсутствия собственного мнения, они без колебаний перенимают точку зрения других людей. В дальнейшем они стойко придерживаются усвоенной извне позиции. Больные быстро, без критической оценки, запоминают различные правила и цитаты. Не понимая их смысла, они их часто шаблонно используют, поучая других людей.

Поскольку их волевые и эмоциональные качества не отличаются прочностью и постоянностью, им сложно подавлять влечения и сохранять самообладание. Нередко у больных наблюдается возврат к примитивным формам поведения, чаще всего в аспекте усиленного полового влечения, что сопровождается распущенными сексуальными действиями. Иногда их интересы сосредоточены на удовлетворении пищевого инстинкта. Некоторые больные отличаются чрезмерной озабоченностью собственной внешностью.

В привычной среде такие особы нередко остаются адекватными и самостоятельными. Они способны к самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства. Однако в незнакомой обстановке им требуется помощь и поддержка других.

Среди лиц, страдающих дебильностью, можно выделить несколько личностных портретов. Это диаметрально противоположные типы: возбудимый и заторможенный, злобно-упрямый и добродушно-ласковый, агрессивный и приветливый. Лица с дебильностью отличаются нецеленаправленными, хаотичными, импульсивными действиями. Их движения часто выглядят нелепо – они размашистые и неуклюжие. В особенностях двигательной активности также преобладают либо малоподвижность, либо моторная возбудимость.

Симптомы имбецильности

Дети, страдающие данной формой олигофрении, значительно отстают в физическом развитии от своих сверстников. Невооруженным взглядом заметны внешние физиологические дефекты: неправильная форма головы, недоразвитые руки или ноги, изъяны на лице. У некоторых больных диагностируются неврологические знаки – частичное или полное отсутствие движений в конечностях.

При данной форме умственной отсталости наблюдается выраженное нарушение познавательной сферы. Для больных имбецильностью представляется возможным сформировать некое представление об объекте или ситуации. Однако образовать определенное стойкое образование – понятие – становится сложным или вовсе невозможным. Мышление таких лиц – конкретное, строго последовательное и примитивное. Абстрактное мышление, систематизация и дифференциация не развиты. Фиксируется существенная слабость в функциях памяти и внимания.

При имбецильности люди способны усвоить некоторый примитивный набор навыков, необходимых для самообслуживания. Они могут самостоятельно кушать и пить, одеваться, выполнять гигиенические процедуры. Путем подражания и длительного повторения им удается усвоить последовательность действий, необходимых для поддержания жилища в чистоте и порядке. Они могут также выполнять аналогичные задания, проведение которых проходит по такому-же алгоритму.

Пациенты с умеренной стадией умственной отсталости понимают простые фразы, однако сложные речевые конструкции для них трудны. Как правило, больные имеют небольшой словарный запас (чаще всего – до 200 слов). Высказывания таких людей состоят из простых и чрезвычайно коротких предложений. Такие фразы состоят из существительного и глагола, очень редко дополнены простым прилагательным. Пациентов с имбецильностью можно научить читать отдельные слова и короткие предложения.

Касательно способностей к усвоению учебного материала, больным дается с огромным трудом, или вовсе невозможно получение знаний. Занятия по специальной программе позволяют обучить их основам счета. Однако ознакомить их с более сложными математическими вычислениями или другими научными дисциплинами невозможно.

Они не могут адекватно реагировать на изменение условий. Они себя чувствуют комфортно только в хорошо знакомой ситуации. Даже малейшее отклонение от плана, внесение корректировок в алгоритм действий является для них непреодолимой преградой. При изменении ситуации им требуется помощь и руководство окружающих.

Лица с умеренной формой умственной отсталости, как и при дебильности, являются легко внушаемыми людьми. У больных имбецильностью отсутствует самостоятельность суждений. Они очень привязаны к близким людям. На похвалу или порицания реагируют адекватно.

Круг интересов таких больных узок и примитивен. Их действия, в-основном, направлены на удовлетворение естественных физиологических потребностей. Очень часто у них наблюдается аномальное пищевое поведение. Они отличаются прожорливостью и ненасытностью. Едят они очень небрежно. Касательно полового инстинкта, у большинства лиц влечение к противоположному полу снижено. Лишь у некоторых пациентов отмечается усиление сексуальной активности. Однако все больные склонны к беспорядочным половым связям.

Характеристики двигательной активности при данной форме олигофрении вписываются в две основные группы. Одна группа – это очень подвижные, энергичные, активные, непоседливые больные. В другой группе – пассивные, апатичные, инертные, безразличные люди. В зависимости от черт характера, страдающих имбецильностью можно также разделить на две группы. В первую входят дружелюбные, покладистые, добродушные, общительные лица. Во второй – враждебно настроенные, агрессивные, злобные, упрямые персоны.

Симптомы идиотии

Является генетически обусловленным заболеванием. Пациенты с глубокой степенью умственной отсталости имеют выраженные телесные дефекты. Исследования выявляют грубые нарушения в строении головного мозга. Осмотр диагностирует разнообразные и многочисленные неврологические симптомы, в частности склонность к эпилептическим припадкам.

Определяются существенные дефекты в структуре внутренних органов, что обуславливает неспособность больных к хождению. Они ведут сидячий или лежачий образ жизни. Максимальное достижение – передвижение ползком. Движения больных простые и примитивные. Типичное явление при идиотии – выполнение стереотипных движений. Больной может часами кивать головой, раскачивать торс справа налево, передвигать челюсть.

Пациенты с такой степенью умственной отсталости не контролируют процессы мочеиспускания и дефекации. При это они не испытывают никакого дискомфорта от наличия под ними испражнений. Удовлетворение полового инстинкта часто сводится к постоянному онанизму.

Они не могут самостоятельно принимать пищу. Некоторые лица не способны различать съедобные продукты от несъедобных вещей. Такие больные часто «пробуют на вкус» окружающие предметы. Они не понимают, что нужно пережевывать пищу, и глотают еду кусками. Они не различают, подаваемое блюдо – холодное или горячее. Часто наблюдается извращение вкуса, в частности – поедание собственных экскрементов.

Пациенты с идиотией не способны к обучению. Для них невозможно выполнение хоть какой-либо осмысленной деятельности.

Выражение эмоций у таких больных представлено проявлением примитивных реакций по типу «приятно-неприятно». Они не способны смеяться или плакать, не могут горевать или радоваться. Для некоторых больных типична беспричинная агрессивность и припадки беспочвенного гнева. Другие апатичные и вялые. Такие больные не распознают эмоциональных проявлений близких людей, не узнают родственников. Они не понимают невербальных сигналов, кроме рудиментных форм.

Речевая деятельность больных не развита и не поддается усовершенствованию даже при многократном длительном обучении. Лица с идиотией способны выговаривать некоторые отдельные звуки или короткие простые слова. Их речь непонятна и нечленораздельна. Они не понимают фраз, сказанных другими людьми.

Такие больные не понимают, где находятся, не реагируют на изменение обстановки. Даже глобальные перемены, например, с освещением, не вызывает никаких реакций. Невозможно привлечь их внимание даже очень громкими звуками. Фиксируется снижение всех видов сенсорных реакций, включая болевую чувствительность. Пациенты с идиотией часто вовсе не реагируют на повреждения тела. Они склонны к аутоагрессии: могут себя кусать, царапать, ударять, при этом, создается впечатление, что они вовсе не чувствуют боли.

Если больным идиотией будет предоставлена адекватная комплексная постоянная помощь в условиях специализированного интерната, возможно, что некоторые из них доживут до 20 лет.Но большая часть пациентов умирает, будучи ребенком или подростком, из-за развития интеркуррентного (присоединяющегося) заболевания.

Диагностика

Необходимо подчеркнуть, что результаты тестов IQ не являются достоверным диагностическим критерием для определения олигофрении. Низкие показатели таких тестов могут быть обусловлены иными состояниями – как хроническими недугами, так и обратимыми временными процессами (например, сильной усталостью или тяжелым депрессивным статусом). Диагноз «умственная отсталость» правомочен в случаях, когда выявляются отклонения в нескольких аспектах:

  • способности к самообслуживанию;
  • психоэмоциональном статусе и поведении;
  • в сфере социальной адаптации и коммуникации.

Врач также проводит изучение анамнеза человека и его близких родственников для определения, имели ли место какие-либо психические отклонения или патологии, сопричастные с олигофренией. Лишь после этого проводится тестирование больного с помощью шкалы интеллекта Станфорд-Бине и теста Векслера.

Умственная отсталость довольно часто выявляется уже в младенчестве или раннем детском возрасте. Наблюдения родителей, регулярные осмотры педиатра, оценка психолога в дошкольном учреждении выявляют у детей задержку развития. Воспитатели детских садов могут предположить о существовании нарушений, если кроха испытывает значительные трудности с адаптацией в коллективе, не может установить товарищеские отношения с одногодками, не способен соблюдать установленный режим дня, ощущает сложности при выполнении развивающих заданий.

Нередко умственная отсталость обнаруживается благодаря внимательному отношению учителей к школьникам. Такой ученик явно выделяется на фоне одноклассников. Он невнимательный и рассеянный. С трудом усваивает или вовсе не понимает новый материал, из-за чего имеет неудовлетворительную успеваемость. Его поведение также выглядит неестественным для детского возраста.

Генетически обусловленная форма олигофрении может быть выявлена у плода. Существуют специальные скрининговые методы, которые можно использовать в условиях женской консультации, позволяющие дать оценку процессу развития мозга у будущего малыша.

Лечение

Своевременное комплексное проведение лечебных и коррекционных мероприятий иногда позволяет добиться нормальной адаптации больного в социуме и ведения им полноценной самостоятельной жизни. В настоящее время фармакологическая отрасль обладает широким спектром лекарственных средств, которые используются в терапии умственной отсталости всех форм. Однако схема лечения, выбор конкретного препарата и его дозировки определяется врачом в индивидуальном порядке в зависимости от тяжести симптомов и этиологии олигофрении.

Если заболевание обусловлено эндокринными патологиями целесообразно применение гормональных средств. При фенилпировиноградной олигофрении, вызванной нарушением метаболизма аминокислот, основу лечения составляет строгая диета, которую необходимо соблюдать часто пожизненно. Если причина олигофрении – врожденный сифилис или токсоплазмоз, больной проходит антимикробную терапию.

Коррекция когнитивных нарушений проводится ноотропными средствами. Ноотропы оказывают специфическое действие на высшие психические функции. Данные нейрометаболические средства улучшают умственную деятельность, активизируют интеллектуальные способности, способствуют улучшению памяти, увеличивают способность к усвоению новой информации. Для активациицеребральных процессов также используют аминокислоты и витамины группы В. Если имеют место поведенческие расстройства, эмоциональная лабильность, извращенные влечения проводится лечение транквилизаторами и антипсихотиками.

Лечение умственной отсталости – комплекс мероприятий, не ограниченный исключительно фармакологической терапией. Больному требуется длительная работа узких специалистов: логопеда, нейропсихолога. Огромную роль для компенсации дефекта играют верная стратегия воспитания, образовательные программы, обучение трудовым и профессиональным навыкам. Однако, в любом случае, основой для коррекции интеллектуальных и поведенческих нарушений выступает своевременное обращение к врачам: педиатру, неврологу и психиатру.

Как классифицируются виды и степени умственной отсталости? Причины возникновения и возможно ли предупредить умственную отсталость

Расстройства интеллектуальных способностей, общения и поведения человека являются основными признаками наличия психического заболевания — умственной отсталости. Изучение всех форм интеллектуальной отсталости находится в компетенции такого раздела психиатрии, как «Психология людей с умственной отсталостью».

Факторы, определяющие наличие заболевания

Классификация умственной отсталости, как психологического заболевания происходит в следующих случаях:

  • при наличии низкого уровня интеллектуальной активности, определяемого шкалой Айзенка;
  • при наличии сложностей в социальной жизни человека, проявляемых более чем в трех направлениях жизнедеятельности.

Исходя из этого можно понять, что низкий уровень интеллектуального развития и социальная дезориентация являются первичными признаками умственной отсталости личности.

Причинно-следственная связь умственной недоразвитости

Характерные нарушения психики, вызванные недостаточным развитием личности, могут зародиться даже в процессе внутриутробного развития или в результате тяжелых родов. Возникновение отсталости в развитии возможно на протяжении первых лет жизни ребенка. Также вероятность возникновения психического заболевания в виде умственной отсталости зависит от наследственности человека.

Генетические причины возникновения заболевания

Разнообразные изменения генетического набора человека обуславливают более половины всех патологий умственной отсталости. Генетические мутации бывают на уровне ген и на уровне хромосом. Одной из самых распространённых форм хромосомной мутации человека является болезнь Дауна. Даунизм относится к олигофренной форме умственной отсталости.

Экзогенная этиология заболевания

Одной из экзогенных причин возникновения заболевания, фиксируемой медиками, является нейроинфекция. К более редким причинам появления болезни можно отнести различные травмы головного мозга и сильные интоксикации организма.

Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы. Классификация умственной отсталости обуславливается степенью течения и формами проявления заболевания.

Степени умственной недоразвитости делятся на:

  • легкую, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов;
  • среднюю, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов;
  • тяжелую, с уровнем IQ менее 20 баллов.

Уровень IQ определяет наличие той или иной степени заболевания у пациента. Определение показателя уровня развития больного происходит путем прохождения заданий в тестовой форме. Однако это весьма условное деление тяжести заболевания. Некоторые мировые медицинские ассоциации предлагают и более расширенное деление степеней умственной недоразвитости. Американские психиатры и психотерапевты подразделяют умственную отсталость на пять степеней выраженности. Американская классификация заболевания кроме трех представленных степеней включает в себя еще пограничную и глубокую степени.

К пограничной форме психической недоразвитости относят, прежде всего, задержку умственного развития у детей. Это изначально весьма не тяжелое психическое нарушение, которое является промежуточными звеном между нормальным и нарушенным состоянием психики человека. Считается, что пограничная умственная отсталость хорошо поддается лечению.

Разновидности заболевания

Виды умственной отсталости классифицируются по уровню выраженности заболевания и подразделяются на:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм;
  • олигофрения.

Степень, разновидность и форма умственной отсталости имеют прямую взаимосвязь. Например, легкая умственная отсталость характерна для дебилизма. К проявлениям дебилизма относят: незначительную недоразвитость психики, неспособность широко мыслить, примитивность мышления и т.д. Умственная отсталость легкой степени может быть как врожденная, так и приобретенная в период первых лет жизни человека.

Идиотизм и имбецильность

Средняя и глубокая степени заболевания наиболее часто выражаются в имбецильности или идиотизме. Имбецильная разновидность умственной отсталости характеризуется средним уровнем недоразвитости психики. Такая патология лишает человека возможности мыслить абстрактно и обобщенно. Больные средней степенью психической отсталости выраженной в форме идиотизма не могут самостоятельно себя обслуживать, их практически невозможно научить трудиться.

Такое психическое расстройство как олигофрения проявляется при всех степенях умственной отсталости. Психическое расстройство в виде олигофрении бывает несложным и сложным, которое осложнено различными нарушениями психического характера.

К основным клиническим формам умственной отсталости относятся:

  • синдром Дауна;
  • болезнь Альцгеймера;
  • ДЦП;
  • гидроцефалия;
  • кретинизм;
  • заболевание Тея – Сакса и прочее.

Это далеко не полный список всех клинических проявлений умственной отсталости, но более детально следует рассмотреть самые распространенные из них.

Даунизм

Синдром Дауна, как клиническая форма умственной недоразвитости встречается практически у 10% больных психическими расстройствами. Люди, болеющие данным заболеванием, имеют небольшой рост, небольшую округлую голову, узкие раскосые глаза, именно поэтому некоторое время назад даунизм называли монголизмом. Но на самом деле такое внешнее подобие не имеет никакого основания, потому что синдромом Дауна болеют представители всех национальностей и рас.

Предупреждение умственной отсталости

Большинство вероятных случаев возникновения умственной недоразвитости можно легко диагностировать во время беременности или в раннем возрасте ребенка. С этой целью во всех женских консультациях и родильных домах проводятся специальные скрининговые исследования.

Для предупреждения заболевания у будущего малыша, беременная женщина должна придерживаться здорового образа жизни, избегать стрессовых ситуаций и вовремя проходить необходимые исследования.

После рождения, мамам следует внимательно относиться к здоровью ребенка, тщательно выполнять все рекомендации врачей-педиатров и в случае подозрения на задержку в развитии незамедлительно обращаться к специалистам.

Несмотря на то, что многие формы умственной отсталости считаются неизлечимыми, важную роль в жизни такого больного играет правильная коррекция его психики. Ранняя диагностика, поддержка семьи, необходимая помощь психиатров и психотерапевтов и социальная реабилитация способны заметно изменить уровень качества жизни пациентов с диагнозом умственная отсталость.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *