Причина заикания

Причина заикания

Обзор методик лечения заикания статья по коррекционной педагогике по теме

Обзор методик лечения заикания

Учитель – логопед МБДОУ

«Детский сад №17 «Сказка»

Князева Н. А.

г. Камень – на – Оби

2012 г.

Лечение заикания

Лечить заикание люди пытались давно. Греческий оратор Демосфен страдал этим недугом. Пытаясь избавиться от дефекта речи, он старался говорить с камешками во рту, читал сложные речи при шуме волн. Его слава свидетельствует о том, что недуг был преодолен.

В XIX веке врачи лечили заикание хирургическими методами: заике удаляли часть мышц языка. Помочь удавалось далеко не всем. Надо сказать, что заикание – это не такой уж и простой недуг, чтобы от него можно было избавиться только лишь с помощью скальпеля.

Сегодня существует столько же способов лечения заикания, сколько и теорий, объясняющих данный дефект.

Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

  • Логопедические
  • Психологические
  • Психотерапевтические
  • Логопсихотерапевтические
  • Социореабилитационные
  • Медикаментозные
  • Физиотерапевтические
  • Комплексные
  • Нетрадиционные.

Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.

Традиционный метод лечения заикания

Традиционный метод лечения заикания основан на использовании дыхательных упражнений. Не зря человек, занимающийся пением, никогда не испытывает проблем с речью. Его голос свободен и естественен.

Одной из самых известных программ, относящихся к традиционному методу, является «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Выполняя эти упражнения, вам может показаться, что вы делаете утреннюю гимнастику. В пример приведем два упражнения, которые считают самыми эффективными в борьбе с заиканием.

Упражнение «Насос».

Исходное положение: встаньте прямо, руки опущены. Немного наклонитесь вперед, к полу, округлив спину, как показано на первом рисунке. Голова и руки должны быть опущены, а шея расслаблена.

Сделайте быстрый шумный вдох в конечной точке поклона, как будто вы нюхаете пол. Приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью. В этот же момент сделайте пассивный выдох носом или ртом.

Снова наклонитесь, сделав быстрый шумный вдох и так далее. Это упражнение напоминает накачивание шины. Делать его нужно легко, не оказывая нагрузку на поясницу. Сделайте подряд 8 вдохов, после чего отдохните 5 секунд. И снова 8 вдохов. Норма – 12 подходов по 8 вдохов.

Упражнение «Повороты головы».

Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Для удобства можно положить руки по бокам. Поверните голову влево и сделайте быстрый шумный вдох. Затем поворачиваем голову вправо – еще вдох. Выдох делается в промежутке, когда голова поворачивается от левого плеча к правому. Но при этом остановку посередине делать ненужно.

Во время упражнения не напрягайте шею, ваши руки и туловище должны быть неподвижными.
Для начала будет достаточно сделать 8 вдохов. Когда почувствуете в себе уверенность, можно увеличить количество подходов. Но не забывайте делать между ними короткие передышки. Норма – 3 подхода по 32 вдоха.

Эти и другие упражнения данного комплекса оказывают благоприятное действие на всю дыхательную систему человека. Она учит больного дышать глубоко, всеми легкими, тренирует диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании, делает голосовые связки максимально подвижными, что позволяет им тесно смыкаться во время разговора.
Выполняйте упражнения по 15-20 минут утром перед завтраком и столько же вечером после ужина. Первые результаты вы заметите спустя 2-3 месяца. Вы заметите перемены: дыхание станет более свободным, а голос – естественным.

Также к традиционному методу лечения заикания относятся релаксации. Но применять это средство, как самостоятельный метод, мы не рекомендуем. Наибольших результатов вы добьетесь, используя релаксацию в совокупности с другими более эффективными методами.

Нетрадиционный метод лечения заикания

Еще в давние времена люди заметили связь между внутренними органами и точками на теле человека. Точечный массаж помогал в борьбе со многими недугами. Такая альтернативная медицина успешно используется до сих пор.

Точечный массаж – это сложный и продолжительный процесс, поэтому сразу настройтесь на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Один курс состоит из 15 процедур. Интервал между первыми двумя курсами составляет две недели, между вторым и третьим – около шести месяцев. Последующие два-три года курсы повторяют с таким же интервалом. Если же вы опять начали запинаться, то можно начать следующий курс раньше.

Для начала необходимо найти нужную точку. Надавите подушечкой пальца на предполагаемую точку. Если у больного возникло ощущение некоторой боли и ломоты, вы все сделали правильно. Но учтите, что такие чувства не должны возникать во время самого массажа.

Совершайте круговые движения подушечкой большого или указательного пальца, постепенно надавливая на точку. Меняйте силу давления от слабого к сильному и наоборот. Продолжайте массаж одной точки в течение 3-5 минут. Во время массажа человек должен быть полностью расслаблен. На рисунке показано, в какой последовательности необходимо проводить массаж.

В первые два дня вы должны задействовать только первую и вторую точки. Затем каждый день прибавляйте еще по две.

Массируемые точки в своем большинстве находятся на лице и спине, а также на ногах и грудной клетке человека, поэтому советуем вам найти помощника или станьте им для своего ребенка. Если вы не уверены в себе, доверьте это дело специалисту.

Первые результаты могут быть получены и после первого курса: все зависит от возраста больного и формы заикания. Но не стоит останавливаться на достигнутом. Точечный массаж восстанавливает нервную регуляцию речи, поэтому занятия нужно проводить регулярно, если вы не хотите возвращаться к заиканию.

Гипноз – еще один нетрадиционный способ борьбы с заиканием. Но мы не советуем вам использовать его самостоятельно, так как это может быть опасно для вашего здоровья.

Медикаментозный метод лечения заикания

Этот метод основан на приеме больным противосудорожных препаратов и транквилизаторов, тормозящих психику. Одним из таких препаратов является Фенибут. Правда, сейчас ученые выступают против медикаментозного метода лечения заикания, так как подобные лекарства вызывают серьезные побочные эффекты. Они оказывают влияние на весь организм. У больных, использующих противосудорожные препараты и транквилизаторы, страдает концентрация внимания, наблюдается быстрый набор веса. При длительном употреблении Фенибута у больных отмечалась сонливость, тошнота, аллергические реакции, головные боли, раздражительность и так далее.

Противосудорожные препараты и транквилизаторы противопоказаны людям, профессия которых связаны с повышенной концентрацией внимания, и водителям транспортных средств.

Кроме того такие препараты не рекомендуется употреблять длительное время, но после их отмены заикание возвращается.

При необходимости можно использовать успокаивающие отвары и настойки трав. Например, отвар пустырника. Он эффективно успокаивает нервную систему, помогает при заикании (особенно детям). Однако такими средствами тоже не стоит увлекаться.

Современный метод лечения заикания

На дворе XXI век, и ученые занялись проблемой дефекта речи всерьез. На сегодняшний день нам доступны специальные компьютерные программы, способные помочь человеку избавиться от заикания. В пример приведем «Speech corrector».

Суть программы в синхронизации речевого и слухового центров человека. Заика говорит в микрофон, а «Speech corrector» автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, человек, слышащий свой голос с некоторой задержкой, пытается подстроиться под него. Его речь становится плавной и непрерывной.

Разработчики утверждают, что данная программа уменьшает дефект речи на 70-80%, а при регулярных занятиях и вовсе искореняет его. Однако заметим, что человек, пользующийся подобными программами, лишь вырабатывает привычку к плавной и спокойной речи. Хотя многим и этого бывает достаточно, чтобы избавиться от заикания.

Одной из самых популярных компьютерных программ для лечения заикания на сегодняшний день является «Демосфен 07». Компьютер создает определенные ситуации, возникающие при общении: критика, недовольство, гнев, возражение и так далее. Человеку предлагается ответить в микрофон на «вызов» программы. После чего компьютер оценивает, как вы справились со своей задачей. Не получилось – пытайтесь снова. Программа также подскажет, что нужно улучшить.
Выработанные навыки человек переносит в реальный мир, где у него уже не будет возникать проблем с речью в подобных ситуациях.

Авторские методики лечения заикания

Чаще всего авторами таких методик становятся люди, которым своими силами удалось избавиться от дефекта речи. Они годами прорабатывают специальные программы, совершенствуют упражнения, которые помогли им самим, и в итоге делятся своими достижениями с обществом.
Например, метод профессора Андроновой-Арутюнян. Суть метода заключается в синхронизации речи человека с движениями пальцев ведущей руки. Это легко представить, если вспомнить, что все мы жестикулируем во время разговора.
Рука не мешает при разговоре, а наоборот становится некой опорой заике. Она не позволяет человеку заикаться, «двигая» его речь вперед.

Положите свою ведущую руку на колено. Пальцы немного согнуты, как будто вы играете на пианино. При произнесении первого слога фразы прижмите большой палец к колену. Не отпускайте его до конца словосочетания или слова. Каждый следующий слог отделяем нажатием следующих пальцев: указательный, средний и так далее.

Движения руки определяют темп и ритм речи, за счет этого темп речи замедляется. По началу это может пугать, но вскоре вы увидите в этом и плюсы: речь становится свободной и плавной, без запинок.

Человек будет зависеть от руки лишь первое время. Методика построена таким образом, что вскоре она просто ему не понадобится. Нужно лишь больше практиковаться.

Но это еще не все. Для полного выздоровления заике необходимо пройти полный курс, разделенный на 4 этапа. Будет лучше, если вы пройдете курс под наблюдением логопеда. Иначе, если с вашей стороны будут какие-либо ошибки, то желаемого эффекта вы не достигнете.

На первом этапе больному предстоит научиться ощущать спокойствие во время речи. Человеку, заикающийся много лет, сделать это достаточно трудно, так как он испытывал душевное волнение каждый раз, когда общался с окружающими людьми. И так много лет.

Также на этом этапе душевное спокойствие тесно связывают с мышечным расслаблением.
К концу первого этапа человек должен научиться свободно произносить слоги. Кроме того, он обретает уверенность в себе и собственных силах, а это важно для дальнейшего лечения.
Суть второго этапа заключается в обучении большого пальца ведущей руки технике правильного положения. Человек совершает все те же действия, что и на первом этапе, но уже большее внимание уделяется движениям руки. Для успешного освоения этой техники рекомендуется выполнять следующие упражнения.

Упражнение 1.

Примите расслабленную позу. Встряхните кисти рук и киньте их на колени. Затем подтяните расслабленные кисти примерно к середине бедра. Они должны быть расслабленными и округлыми, как будто вы собираетесь играть на пианино.
Упражнение необходимо делать до тех пор, пока вы не почувствуете, что кисти рук нисколько не напряжены.
Упражнение 2.

Расслабьтесь. Положите руку на бедро. Медленно надавите большим пальцем на поверхность бедра так, чтобы остальные пальцы при этом немного приподнимались. Ни в коем случае не напрягайте руку.

При нажатии большим пальцем на бедро произносите какой-либо слог. Если вы будете нажимать на бедро сильнее, то звучание голоса усилится, и, наоборот, при более слабом нажатии оно ослабляется.
После каждого произнесенного слога кисть должна свободно опадать. Это дает сигнал к общему расслаблению тела, а, следовательно, и к спокойствию. Обратите внимание, что движения руки должны немного опережать голос, а не сопровождать его. Иначе от того упражнения вы не получите никакого результата.

Если все делать верно, человек уже может говорить по слогам без запинок.

На третьем этапе заике предстоит начать говорить целыми словами и короткими выражениями, синхронизируя свою речь с движениями руки. Ниже описаны упражнения, помогающие освоить этот этап. Но преступать к ним следует только после полного расслабления и выполнения упражнений, описанных во втором этапе.

Упражнение 1.

Расслабьтесь. Положите руку на бедро. Сделайте нажатие большим пальцем, проговаривая первый слог. Тем самым вы запустите остальные пальцы в определенной последовательности: указательный, средний, безымянный и мизинец. Нажатие каждого пальца должно быть синхронизировано с каждым отдельным слогом. Но помните, что пусковой механизм – ваш большой палец – нельзя отпускать до конца слова или словосочетания.

Как и на втором этапе, сила нажатия будет определять силу звучания голоса. Во время упражнения следите за тем, чтобы все пальцы, кроме большого, были расслабленными.

Закончив ряд слогов, опустите кисть. Встряхните ее и сбросьте на бедро. Так вы быстрее научите ее расслаблению.

Упражнение 2.

Упражнение похоже на первое, но в этот раз вам придется выделять ударение для начала в словах, а затем и в целых выражениях.

Начните с простого. Проговаривайте односложные слова с ударением на первом слоге, затем перейдите к более длинным. Когда у вас начнет получаться, вы сможете перейти к словам с ударением на втором, третьем, четвертом слоге.

Для того чтобы выделить ударение, нажмите соответствующим пальцем более сильно и продолжительно, чем остальными. Обратите внимание на плавность перехода от одного слога к другому.
Позже вы сможете перейти к целым фразам, выделяя более сильным и продолжительным нажатием пальца их логический смысл.

На четвертом этапе больной начинает работать с текстом. Для начала используются короткие рассказы, хорошо знакомые заике. Текст делят на слова и словосочетания, между которыми больной должен успевать расслаблять руку и ощущать спокойствие.
Позже больной переходит к более трудным тестам, а промежутки между расслаблениями уменьшаются.
Также на этом этапе человек работает над выразительностью своей речи, учиться говорить без руки.

Важный момент этого метода лечения заикания – тренировки в реальной жизни. Применяйте свои знания на практике, чтобы достичь больших результатов. Если раньше вы не могли попросить у продавщицы батон хлеба, то теперь вы сделаете это, не задумываясь о заикании.

Все авторские методики различны, но в них есть и сходство: в основном авторская методика представляет собой совокупность перечисленных выше методов. В большинстве случаев лечение заикания в раннем возрасте дает хорошие результаты, которые сохраняются на всю жизнь, независимо от выбранного метода. Поэтому, если ваш ребенок заикается, то не стоит откладывать решение этой проблемы.

Используемая литература

Заикание (логоневроз): что это такое, причины появления и методы лечения

Что может быть общего у Мэрилин Монро, создателя сказки о девочке Алисе — Льюиса Кэррола, великого ученого Исаака Ньютона и Черчилля? Конечно же, популярность и непревзойденный талант. Однако объединяет их не только это. Все эти люди заикались.

Сегодня в мире от заикания страдает более 50 миллионов человек — это примерно 1% всего населения земного шара. С каждым годом число пациентов. столкнувшихся с данной проблемой, увеличивается в геометрической прогрессии. Неблагоприятная экологическая обстановка, эмоциональный нагрузки и стрессы и даже генетические факторы — всё это способствует увеличению числа людей, страдающих от логоневроза.

Что такое заикание?

В международной медицинской практике логоневроз относят к категории психиатрических болезней по той причине, что этот недуг в некоторой степени связан с изменениями в головном мозге у детей и взрослых. Заикание представляет собой расстройство общения, при котором речь прерывается повторами, растягиванием отдельных звуков и даже целых слогов. В результате — речь не плавная, запинается, характерная мимика и чувство постоянного дискомфорта. человек понимает, что говорит некрасиво — это, в свою очередь, вызывает растерянность и неполноценность. Расстройство речи делает человека неуверенным в себе, замкнутым, необщительным и ранимым.

Попробуем взглянуть на определение понятия с медицинской точки зрения. Логоневроз представляет собой произвольные сокращения гортанной и артикуляционной мускулатур, которые возникают чаще всего в начале речи (иногда — в середине) в результате спазма. В результате человек самопроизвольно задерживается на каком-либо звуке или слоге. Данная симптоматика имеет много общего с тоническими и клоническими судорогами. Последние характеризуются повторным образованием слов, слогов и звуков.

Заикание, как и любая другая форма психиатрического расстройства, имеет свои степени развития. Всего их 4: от редких приступов до серьезной личностной проблемы, которая ограничивает способность к общению.

Заикание: причины

В медицинской практике выделяют две группы причин, способствующих развитию недуга: провоцирующие и предрасполагающие. Последняя группа имеет целый ряд факторов, способствующих развитию заикания:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Некоторые заболевания, вызывающие нарушения речевого центра.
  • Психическое или физическое переутомление, стрессы и нервозы.
  • Родовые травмы и нарушения внутриутробного развития.

Существуют некие условия, способствующие возникновению логоневроза. К ним можно отнести: нарушение развития мелкой моторики и чувства ритма, скудность эмоционального развития, задержка умственного развития, скрытые психические нарушения. Наличие одного из вышеперечисленных условий будет вполне достаточно для нервного срыва и, как его следствие, развития заикания. Наиболее распространенной причиной развития недуга является одномоментная психическая травма (сильный испуг, например), многоязычие в семье, подражание или тахилалия (ускоренная речь).

Интересно, что здоровый человек около 7-10% слов произносит с незаметным и привычным повторением отдельных звуков (вспомните всем известное и наиболее распространенное повторение звука “эээ” перед началом предложения или “ммм” в середине мысли). Но в том случае, если повторение речи составляет более 10% — речь идет о заикании.

Интересные факты

Примечательно то, что количество заикающихся людей различно в зависимости от их места проживания. Так, больше всего их в Италии, где говорят быстро, громко и ритмично. Процент заикающихся людей, как вы уже поняли, зависит от особенностей менталитета и темперамента (так, например, итальянцы — в их говоре часто встречаются повторяющиеся звуки). В Европе количество заикающихся людей уменьшается в направлении с западной части в сторону восточной: во Франции приблизительно 5,7% заикающихся, в Германии чуть меньше — всего 2% населения, меньше всего в России — около 1,2% людей.

Медицинская статистика говорит о том, что мальчики заикаются чуть чаще, чем девочки. Мамы и папы, бабушки и дедушки, воспитатели — в общем, все те, кто находится рядом с малышом, должны пристально следить за его первыми попытками построить предложение — раннее распознание нарушения позволит предотватить развитие заболевания. Может случиться так, что ребенок резко перестаёт говорить — в этом случае необходимо показать его квалифицированному специалисту.

Пик развития заикания приходится на юношеские годы. После 30 лет его проявление начинает ослабевать.

Заикание, как и любое другое психическое расстройство, необходимо распознать еще в начале развития. Важно подобрать правильное лечение, которое поможет скорректировать речь на самом раннем этапе. Сегодня известно достаточно много способов и методик лечения логоневроза: от использования лекарственных препаратов до иглоукалывания и применения специально созданных устройств. Забавно, что некоторые мамочки, живя в современном мире, при первых признаках заикания у ребенка начинают водить его по “бабкам” и другим шарлатанам в надежде, что они смогут исцелить малыша.

Заикание поддается лечению, но делать это нужно осознанно и грамотно.

Почему развивается заикание?

Как уже было сказано, есть две группы причин, обусловливающих развитие патологии. К первой группе можно отнести поражения центральной нервной системы. В этом случае причинами логоневроза становятся тяжёлая беременность, роды и, как их следствие, травмы, тяжкие заболевания в первые месяцы жизни ребенка, наследственная предрасположенность. На первый взгляд ребенок кажется абсолютно здоровым в психо-физиологическом плане. Только изредка задерживается на отдельных звуках или слогах. Однако тщательное медицинское обследование показывает совершенно другую картину — наличие судорожной готовности и повышенное внутричерепное давление, а также изменение некоторых рефлексов.

Ко второй группе пациентов логопеда относятся дети с изначально здоровой нервной системой. Заикаться они начинают из-за невроза, вызванного стрессом или сильным нервным истощением. Причиной может послужить сильная гроза или внезапно упавшая со шкафа кошка, переутомление, вызванное сильной нагрузкой в школе или ссора родителей. Но это не значит, что фильм ужасов станет причиной заикания. У разных детей разная психика. Те, у кого она изначально слабая и неустойчивая, могут начать заикаться даже после сильной грозы. Сильное волнение и возбуждение только усиливает признаки логоневроза с такой природой происхождения.

В медицинской практике имеются и не совсем обычные причины развития речевой патологии. Как выясняется, не всегда стоит переучивать ребенка держать ложку правой рукой, если ему изначально было удобно делать это левой. Часто это становится кнопкой, запускающей патологический процесс.

Заикание нередко путают со “скандинавским говором”. Заболевание развивается вследствие нарушения деятельности мозжечка. В этом случае больной впадает из одной крайности в другую — говорит или очень тихо, или очень громко (слишком медленно или быстро). Называется это речевой атаксией.

Истинный логоневроз проявляется при волнении, сильном возбуждении и ослабевает при спокойной обстановке. Интересен тот факт, что из заикающегося человека может получиться хороший певец.

Каков механизм?

Результатом сокращения мышц речевого аппарата становится пауза на определенном звуке или слоге. Кратковременные — клоническое заикание, сильные и продолжительные — тоническое. Чаще всего в медицинской практике встречается смешанная форма логоневроза.

Каковы же причины возникновения? Почему некоторые люди становятся заиками, а другие нет? На самом деле причины логоневроза скрыты глубоко под корой головного мозга, где активно работают тысячи нейронов. Именно там находятся специфические нервные центры, отвечающие за речь человека. Способность издавать звуки, превращая их в слова и осмысленные предложения была доступна человеку еще в доисторические времена. Чтобы люди могли взаимодействовать с социумом не только с помощью мимики и жестов, еще в раннем детстве начинают своё формирование структуры, отвечающие за речевое общение:

  1. Центр Брока. Этот голосовой центр регулирует работу мышц и связок, которые участвуют в речи.
  2. Ассоциативный центр. По сути, выражение “Досчитай до 100 и лишь потом говори” — это про него. Ассоциативный центр анализирует услышанное и отвечает за то, что будет сказано в ответ.
  3. Центр Вернике. Данный участок отвечает за распознавание чужой и собственной речи.

Только их чёткая и слаженная работа формирует замкнутую цепь: услышал — воспринял — проанализировал — отреагировал . Голосовой центр позволяет нам говорить и вместе с этим активизирует деятельность слухового центра. Последний, в свою очередь, воспринимает услышанное и даёт команду ассоциативному центру: “Время думать!”, после чего запускает голосовой центр. Так и происходит общение.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что результатом периодически возникающих разрывов речевой цепи является задержка звука. Это происходит благодаря неодинаковой скорости работы центров. Первые признаки заикания можно заметить еще в глубоком детстве. В 2-3 года речевые центры только начинают свое формирование. В этом же возрасте легче всего и спровоцировать нарушение синхронности их работы.

Механизм заикания с медицинской точки зрения

Современная медицина представляет механизм возникновения заикания следующим образом:

  • Неврозы, сильный испуг, врожденные расстройства нервной системы, подражание (любые причины возникновения логоневроза) приводят к перевозбуждению центра Брока (самый мощный участок речевого центра), вследствие чего увеличивается скорость его работы. В результате речевой круг размыкается.
  • После этого перевозбуждение переносится на соседние участки головного мозга, которые отвечают за двигательную активность. Это приводит к неконтролируемому сокращению мышц.
  • В результате человек заикается, центр Брока расслабляется до нормального состояния и замыкает речевой круг.

К настоящему времени известны причины заикания, раскрыт также и механизм его возникновения. Тем не менее, фундаментального лекарства от него так и не придумали. С наступлением 21 века светила медицины начали подходить к данной проблеме более осмысленно. Большая их часть пришла к общему знаменателю — необходимо нормализовать работу центра Брока.

Больным должна быть показана успокаивающая терапия, а также рекомендованы лечебно-профилактические мероприятия, направленные на снижение судорожной активности В качестве альтернативного лечения используют иглоукалывание, релаксирующие ванны и даже гипноз. Благотворно сказываются и речевые упражнения, пение и длительное молчание. Чтобы оптимизировать работу речевого аппарата, необходимо задействовать другие центры — для этого часто применяют дирижирование.

Таблетки от заикания: правда или вымысел?

Последние достижения в области лечения от логоневроза сводятся к техническому прогрессу. Речь идет о специальных антизаикальных устройствах и уникальных компьютерных программах, которые нормализуют речь пациента. Некоторые из них позволяют услышать собственную заикающуюся речь, но в исправленном варианте. С помощью других можно услышать самого себя, но с задержкой на долю секунды. Созданы также устройства, позволяющие заглушить голос фоновыми шумами, приборы, демонстрирующие на экране речь человека, а также программы, снижающие или повышающие частоту звуков воспринимающей речи.

Казалось бы, в изучении данной проблемы можно поставить точку, однако последние исследования ученых доказали, что причиной возникновения логоневроза может стать дефект медиаторов нервной системы — вещества, которое контролирует работу речевого центра.

Профессор калифорнийского университета выдвинул весьма интересную гипотезу. По его мнению у большинства заикающихся людей повышен уровень выработки дофамина. Если это будет доказано, то в скором времени можно будет купить таблетки от заикания в ближайшей аптеке.

Пока такую таблетку не изобрели, можно утешать себя мыслью о том, что заикающиеся мужчины более сексуальны и темпераментны (по мнению венгерского сексолога Иштвана Коварша). Правда, о заикающихся женщинах ничего не сказано.

Что делать?

Родители должны обращать пристальное внимание на развитие речи у ребенка. Важно помнить о том, что заболевание легче предупредить, нежели лечить его последствия. Именно поэтому стоит обратить внимание на некоторые способы, которые должны помочь снизить риск развития заикания у малыша:

  • С ребенком нужно говорить медленно и плавно, не повышая резко голос.
  • Следует делать продолжительные паузы. Особенно в тот момент, когда вы уже сказали фразу, а ребенок еще нет. Это время для того, чтобы малыш обдумал вашу фразу и спокойно на ее ответил.
  • Нужно задавать меньше вопросов. Стараться избегать команд и приказов. Вопросы оказывают давление на психику ребенка — он начинает волноваться, чувствуя ограничение по времени.

Лечение логоневроза — задача квалифицированного логопеда. Практически в каждом населенном пункте можно найти специалиста, который работает с дефектами речи. Однако логопед поможет лишь в том случае, если речь идет о врожденной патологии. Если причиной заикания стала психологическая травма, ребенка лучше показать психиатру.

Как лечить?

Здесь как никогда важен принцип: “чем раньше, тем лучше”. В некоторых случаях раннее распознавание заикания позволит избежать развития серьезного недуга всего за две недели. Медицинская практика рекомендует использовать комплексное лечение логоневроза.

В первую очередь, необходимо определить тип заикания. От этого будет зависеть, какую методику использовать для ликвидации дефектов речи. Поэтому мамочки должны отвести своего ребенка не к логопеду, а к невропатологу. И только, если он не найдет у маленького пациента “своих” болячек, можно отправляться к специалисту, устраняющему дефекты речи. Так бывает в легких случаях. Но чаще всего родителям и малышам приходится работать сразу же с несколькими специалистами.

Решает проблему квалифицированный невропатолог-рефлексотерапевт, так как у заикающихся пациентов, помимо нарушений моторики, наблюдаются другие признаки недуга (общая скованность, угловатость, судорожность, головные боли, мышечное напряжение).

Дело в том, что при травме (родовой, например), сильных стрессах и тяжких заболеваниях некоторые группы мышц сильно зажимаются и остаются в таком состоянии. Еще большее напряжение наступает в момент сильного возбуждения или волнения. Если человек испытывает сильные эмоции в течение длительного времени, напряжение скапливается в определенном месте. В результате возникает своеобразное уплотнение спазмированного участка мышечной ткани. Говоря языком науки, миофасцильные образования. Они, кстати, создают помехи при передаче нервного импульса.

Мнение специалиста

У многих детей, страдающих от заикания, наблюдаются зажимы в области плечевого сустава, шеи и даже области живота. Нередко именно из-за этого голова немного выдается вперед. Поэтому так важно обращаться к нужному специалисту. ведь в данном случае в первую очередь необходимо убрать спазм мышц, убрать напряжение с того или иного участка, и лишь потом исправлять дефекты речи. Медикаментозные препараты не позволяют достичь нужного результата — наибольшей эффективностью обладает миотерапия (лечение мускулатуры физиотерапевтическими процедурами и лечебной физкультурой).

Не всегда причина заикания травмы. Есть еще и психологические проблемы. Здесь уже не обойтись без помощи квалифицированного психолога.

“Все проблемы от головы” — эта истина имеет научное обоснование. Эмоции всегда находят отражение на физическом уровне. Частые стрессы, сильное переутомление или психологическое перенапряжение — всё это отражается на состоянии здоровья даже взрослого человека. Что уж тут говорить о маленьком ребенке, чья психика находится в стадии развития?

В том случае, если причиной заикания стал стресс или сильный испуг, устранение зажима не даст положительного результата. Психолог должен помочь избавиться от травмирующего обстоятельства. Так, например, малыш боится публичных выступлений или разговора с посторонним человеком. Нужно разобраться в причине, помочь преодолеть страх и только тогда корректировать речь. Нередко семейные проблемы отражаются на психике ребенка — в этом случае нужно работать непосредственно со всеми членами семьи, подсказывая, как вести себя при малыше.

Как только будет устранена основная причина возникновения недуга, за работу может приниматься логопед. В его арсенале есть лечебная гимнастика, специальный логопедический массаж, артикуляционные упражнения и целый комплекс процедур, направленных на коррекцию речи.

Родителям на заметку:

  1. Создайте в доме спокойную обстановку (ребенок не должен слышать скандалы и ссоры, нецензурную речь и оскорбления).
  2. Соблюдайте режим дня (грамотно составленный распорядок дня и его соблюдение позволяют погасить чувство тревоги).
  3. Говорите с малышом спокойно, неторопливо, негромко, размеренно.
  4. Избегайте повышенного тона, резкого крика и жестов, которые могут напугать малыша.
  5. Не торопите ребенка, если он вам что-то рассказывает.
  6. Почаще ласкайте и балуйте своего малыша, не стесняйтесь проявлять заботу и любовь.
  7. Почаще хвалите.
  8. Практикуйте занятия пением и музыкой — они хорошо развивают чувство ритма, что немаловажно для коррекции речи.

В лечении заикания важно уделить внимание общему психо-эмоциональному состоянию ребенка. Стоит напомнить о том, что спокойная обстановка в доме, умеренная физическая нагрузка (дыхательная гимнастика, плавание, аэробика и танцы), частые прогулки на свежем воздухе — всё это способствует скорейшему устранению проблемы.

Однако занятия с логопедом — это важнейший момент, который поможет скорректировать речь ребенка.

Чем поможет логопед?

Квалифицированный специалист при помощи специальных методик устраняет дефекты речи, а также учит малыша красиво говорить. Как правило, занятия проходят по определенной системе. В ходе первичной консультации логопед выявляет проблему и составляет план индивидуальных занятий, а также их последовательность и этапы.

Сначала дети учатся правильному изложению текста. Они заучивают стихотворения, небольшие прозаические отрывки наизусть, пересказывают домашнее задание. Важно то, что ребенок чувствует себя гораздо уверенней — ему не будут ставить оценку, никто не засмеется над тем, если он внезапно запнется.

На таких занятиях речь у ребенка более спокойная, плавная и размеренная. Как только будут достигнуты соответствующие результаты на данном этапе, ребенка просят придать тексту эмоциональную окраску (где-то повысить голос, где-то понизить).

В ходе занятий у логопеда часто имеют место быть постановочные упражнения. Их суть сводится к тому, чтобы создать определенную ситуацию, которая может возникнуть за пределами кабинета. Суть таких занятий сводится к преодолению волнения.

Родители должны хвалить ребенка за каждое достижение. Пусть даже оно будет и не таким значительным.

Нередко в кабинете у специалиста проводится лечение с использованием специальной логопедической ритмики. Данная методика включает в себя упражнения для голосовых связок, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пение, хороводы и т.д.

Очень важно справиться с заиканием до школы. Во-первых, потому, что раннее распознавание проблемы позволит быстрее и эффективнее справиться. Во-вторых, дети — жестоки, а это значит, что заикающийся малыш станет предметом насмешек, что будет препятствовать лечению в дальнейшем. И в-третьих, бороться с заиканием в более зрелом возрасте гораздо проблематичнее.

Золотые правила для тех, кто заикается, и не только

  1. Сначала хорошенько подумайте и лишь потом говорите.
  2. Произносите свою речь на выходе.
  3. Делайте акцент на гласных звуках.
  4. Произносите слова в предложении слитно.
  5. Делайте паузу в конце каждой мысли.
  6. Не стройте длинных предложений — делите их на короткие осмысленные фразы.
  7. В каждом предложении выделяйте голосом основную мысль.
  8. Держите зрительный контакт с собеседником.

Эти правила стоит взять на вооружение не только пациентам логопедического кабинета. Спокойная и размеренная речь обладает магическим воздействием, поэтому учиться говорить красиво нужно каждому, кто не планирует стать отшельником.

Заикание у детей: причины и лечение

В случаях, когда речь несознательно прерывается повторами или растягиванием определенных звуков, слогов или слов. Около 5 процентов населения Земли страдает от расстройства речи в тот или иной период жизни. Постоянно заикается около 1 процента людей. Однако наиболее характерно и распространено заикание у детей младшего возраста. К счастью, и у большинства из них оно проходит с возрастом и при правильном лечебном подходе.

Причины заикания у детей

К сожалению, на сегодняшний день ученые до сих пор не выяснили точно, что является причиной заикания у детей. Но большинство их них склоняется к мнению, что расстройство речи возникает под влиянием ряда негативных факторов, влияющих на здоровье и жизнедеятельность ребенка. Кроме того, заикание у детей может быть вызвано как одним фактором, так и сочетанием нескольких причин:

  1. Генетика. Большинство исследователей признают, что у заикания есть генетическая составляющая. У 60 процентов из всех заикающихся людей есть близкой родственник, который тоже страдает этим речевым расстройством. Поэтому можно утверждать, что подобное расстройство речи можно унаследовать от родителей и близких родственников.
  2. Заикание как стадия детского развития. Многие маленькие дети в возрасте от 18 месяцев до 2 лет проходят через период заикания. В это время они учатся пользоваться языком, совершенствуют свои речевые навыки. Заикание такого плана чаще всего носит временный характер, и ребенок самостоятельно перестанет заикаться с возрастом. Но если продолжительность речевого дефекта длится дольше 6 месяцев, то вероятность того, что заикание временно, и может пройти без врачебного вмешательства, существенно снижается.
  3. Неврологические причины. Исследования продемонстрировали, что люди с заиканием воспринимают речь по-другому в отличие от людей без каких-либо расстройств речи. В некоторых случаях это происходит из-за проблем передачи языковой информации в мозговой центр. Истинные причины такого психического механизма пока, к сожалению, учеными не обнаружены.
  4. Пол. Согласно статистических данных, мальчики в 3-4 раза чаще страдают от заикания, чем девочки.
  5. Другие расстройства речи или языка. Если у ребенка есть другие проблемы с речью (например, короткая уздечка языка) или ее пониманием, то шанс развития заикания возрастает.
  6. Окружающая ребенка обстановка. Отношение родителей, их ожидания, языковое и речевое окружение ребенка, произошедшие с ним стрессовые события могут также выступать в роли негативного фактора риска развития заикания. Это не значит, что виноваты родители, или они сделали что-то неправильно. Часто перечисленные причины не наносят вреда ребенку, который не заикается, но могут стать пусковым механизмом для него, особенно если он уже имеет тенденцию к заиканию.
  7. Страх и тревожность ребенка по поводу своего заикания. От этого речевой дефект может принимать все более тяжелые формы. И, даже если расстройство речи носило временный характер, оно может продолжаться в течение последующей жизни. Иногда выступление перед публикой или разговор по телефону могут усиливать заикание, а пение или чтение стихотворений, наоборот, его снижать. Стресс может также ухудшать заикание.

Причины заикания у детей могут быть связаны с многочисленными факторами. Чтобы выяснить их природу, важна консультация детского психолога.

Виды заикания у детей

В настоящее время заикание или логоневроз является слишком распространенной проблемой большинства детей. В неврологической практике принято использовать некоторую классификацию логоневрозов.

  1. Клоническое. Характеризуется неконтролируемыми повторами или растягиванием звуков, слогов или слов. Когда говорят о заикании у детей, чаще всего имеют в виду именно этот вид расстройства.
  2. Тоническое. Характеризуется паузами или блоками, когда ребенок не может произнести какой-либо звук.
  3. Смешанное. Сочетает признаки клонического и тонического заикания.

Клонический тип заикания, при котором ребенок без усилий совершает повторения или растягивания звуков или слогов, считается самым безопасным и «здоровым».

Признаки заикания у детей

Симптомы или признаки заикания у детей различаются в зависимости от степени тяжести расстройства. Так, например, признаки нормального, или временного, заикания у детей характеризуются следующими проявлениями:

  • Однократное или двукратное повторение звука, слога или слова. Сюда же относится употребление различных междометий для связи слов.
  • Заикание носит переменный характер: исчезает на несколько недель и снова появляется. Если ребенку от 1 года до 5 лет, то это отражает фазы изучения языка.

Признаки заикания средней тяжести у детей выражены более ярко и характеризуются следующими симптомами:

  • Повторение звуков, слогов больше двух раз.
  • Напряжение и усилия при произнесении звуков можно увидеть на лицевых мышцах, особенно вокруг рта.
  • Резкое повышение тона голоса при заикании.
  • Паузы, или блоки, в речи в течение нескольких секунд.

Логоневрозы у детей тяжелой степени обусловлены следующими признаками:

  • заикание занимает более 10% речи ребенка;
  • ребенок говорит, заикаясь, с большим трудом и напряжением;
  • во время построения фразы ребенок переставляет в ней слова, а в словах — слоги;
  • использование дополнительных словосочетаний, помогающих начать речь;
  • избегание ситуаций общения с другими людьми;
  • преобладание тонического вида заикания.

Заикание у детей различается также частотой и степенью тяжести. Чем раньше будет выявлено речевое расстройство и начало лечение, тем больше шансов на полное выздоровление.

Диагностика

Ранняя диагностика заикания и начало лечения очень важны. Но многие родители не спешат прибегать к помощи логопедов, боясь, что это только разовьет в ребенке стыд за свое расстройство речи. Ученые уверены, что, если ребенку больше 3 лет и он заикается дольше 6 месяцев, родители должны отвести его к специалисту для постановки диагноза. Некоторые характеристики речи детей-заик трудно определить на слух неспециалисту. Логопед решит, требует ли случай вмешательства и последующей терапии или можно обойтись без помощи врача.

Признаки, на которые родителям следует обратить внимание и обратиться за профессиональной помощью:

  • заикание со временем становится сильнее и хуже;
  • заиканию сопутствуют активная жестикуляция (движения тела или лица);
  • затрудненная, напряженная или неестественная речь;
  • избегание ситуаций, требующих общения с окружающими людьми;
  • голосовое напряжение, в результате которого резко повышается тон голоса;
  • заикание не проходит у ребенка после достижения ним 5 лет.

Важно помнить, что заикание не является болезнью в обычном смысле слова, и полностью вылечить его невозможно. Мыслить следует другими категориями.

Заикание ребенка – это особенность его речи, с которой он должен научиться жить максимально комфортно и успешно общаться. А в этом помогут различные методы и техники лечения заикания.

Методы лечения заикания у детей

Во время работы с логопедом, родителям необходимо реалистично оценивать свои ожидания. Лечения как такого от заикания не существует, как и прошедших клинические испытания медикаментов. Однако существует ряд методов, которые научат ребенка контролировать речь и уменьшат в той или иной степени проявления логоневроза.

Логопед работает с ребенком, чтобы развить у него индивидуальные модели поведения, которые смогут помочь произносить слова без усилий или научить разговаривать без заикания. Методы лечения варьируются и зависят от степени тяжести заикания и конкретных условий, в которых находится ребенок. Терапия должна подбираться каждому отдельному ребенку.

Выделяют два основных метода лечения заикания у детей. Первый сконцентрирован на том, чтобы развить у ребенка навык плавной речи. Этого можно добиться тогда, когда ребенок может следить за собой, имеет навык самонаблюдения. В начале работают над произношением одного слова максимально медленно и расслабленно. Затем количество слов увеличивают до тех пор, пока ребенок не сможет произносить плавно целые предложения. Например, «мяч» – «красный мяч» – «большой красный мяч» – «у меня есть большой красный мяч». Преимущество этого метода лечения в том, что он подходит детям любого возраста.

Другой метод направлен на уменьшение вторичных признаков заикания, таких как подергивания, моргания, зажимами челюсти. Занятия с логопедом оказывают положительное влияние на большинство детей с длительным заиканием. В одних случаях проблема полностью исчезает, в других – речь становится значительно лучше. Независимо от результата, терапия укрепит у ребенка уверенность в себе, ведь он научился справляться с заиканием и улучшил навыки общения.

Советы родителям

Родители и другие члены семьи могут сделать многое, чтобы помочь ребенку с заиканием преодолеть свои проблемы с речью. Психологи и логопеды рекомендуют родителям:

  1. Создать спокойную, приятную и веселую обстановку для разговора.
  2. Найти время для общения с ребенком, когда телевизор, компьютер, телефон и другие раздражители не мешают этому общению. Например, сделать привычкой ежедневную беседу во время ужина в кругу всей семьи или каждый день уделять время ребенку и общаться с ним одним в расслабленной атмосфере.
  3. Не критиковать речь ребенка, не исправлять и не требовать четкости произношения.
  4. Не заставлять ребенка выступать на публике (прочитать стихотворение, спеть песню) или вербально взаимодействовать с людьми, когда заикание стало серьезной проблемой. Необходимо поощрять социальную активность, которая не требует много словесного общения.
  5. Внимательно слушать, что говорит ребенок, и устанавливать обычный зрительный контакт, не выражающий нетерпения или разочарования.
  6. Избегать негативных реакций, когда ребенок заикается, не поправлять его, не завершать за него предложения. Важно, чтобы ребенок понял, что люди с заиканием могут эффективно общаться с другими людьми.
  7. Не употреблять фразы «Остановись и сделай глубокий вдох!», «Не торопись!» и другие. Хотя они и призваны помочь ребенку и формально не имеют отрицательного смысла, но на самом же деле они развивают в ребенке смущение и стыд за свое расстройство речи.
  8. Сделать свою речь максимально медленной и расслабленной, чтобы помочь ребенку замедлить скорость его собственной речи.

Очень важно, чтобы родители не боялись говорить с ребенком о заикании. Если он задает вопросы или делится переживаниями, выслушайте его внимательно и ответьте так, чтобы это помогло ему понять, что расстройства речи абсолютно нормальны и у каждого они есть в той или иной форме.

Вместо заключения

Лечение заикания у детей требует усилий не только от ребенка во время занятий с логопедом и в повседневной жизни, но и от всей семьи. Успех зависит от обстановки, психологической атмосферы дома, терпения родителей и их умения выделить время для занятий и общения с малышом. А это требует некоторой работы над своим поведением и коммуникативным стилем всех членов семьи. Ребенок с заиканием должен чувствовать, что его понимают, поддерживают и принимают таким, какой он есть. Поддержка семьи особенно важна, ведь в обществе люди с заиканием и другими расстройствами речи все еще подвергаются стигматизации.

Последствие сильного стресса или испуга: невротическое заикание и способы избавления от него

Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз».

Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Что это такое?

Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Причины заболевания

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.

Патогенез и механизмы развития

Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

О причинах возникновения клонического и тонического видов заикания можно узнать из этой статьи.

Особенности проявления психологической формы

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Длительность «периода молчания» варьируется в зависимости от состояния нервной системы, а также тяжести травмы. Торможение влияет на отделы коры и подкорки головного мозга, захватывает ствол и ретикулярную формацию.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.

Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика внезапной формы логоневроза

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.

Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Лечение и коррекция у детей и взрослых

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:

  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.

Невротическое (в просторечье «на нервной почве») заикание у ребенка и взрослого чаще всего возникает вследствие перенесённого стресса. Неблагоприятные психологические факторы влияют на деструкцию речи человека. Симптоматика заболевания может как выражаться ярко, так и косвенно с попеременными рецидивами.

Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

Видео по теме

Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

Типы и виды заикания, диагностика

Диагностика и определение формы логоневроза и логофобии

  1. По причине возникновения
  2. По типу речевых судорог
  3. По локализации речевых судорог
  4. По степени тяжести
  5. Вегетативные реакции, речевые уловки, логофобия
  6. По степени логофобии
  7. По характеру течения

На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

По причине возникновения *

  • Психогенное (невротическое) заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм. Распространено в подавляющем большинстве случаев.
  • Органическое (неврозоподобное) заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий.
  • Наследственное заикание – передается по наследству и связано с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA. Наследственное заикание тоже классифицируется как неврозоподобное.

* Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения. Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.

По типу речевых судорог

Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

  • Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
  • Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
  • Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.

По локализации речевых судорог

При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

  • Голосовое заикание:
  1. Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  2. Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  3. Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
  • Дыхательное заикание:
  1. Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
  2. Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
  • Артикуляционное заикание:
  1. Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
  2. Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
  3. Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.

В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

По степени тяжести

  • Легкая степень заикания — когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.
  • Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.
  • Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.

Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.

Логофобия, речевые уловки, вегетативные реакции

  • Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
  • Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
  • Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.

По степени логофобии

Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

  • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
  • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
  • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.

Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

По характеру течения

  • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
  • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
  • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
  • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
  • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.

При составлении статьи использована информация:

  • Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *