Реабилитолог это врач

Реабилитолог это врач

Реабилитолог. Что это за врач, и что он лечит? Кого направляют к этому специалисту?

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Записаться к Реабилитологу

Чтобы записаться на прием к врачу или диагностику, Вам достаточно позвонить по единому номеру телефона

+7 495 488-20-52 в Москве
Или
+7 812 416-38-96 в Санкт-Петербурге

Оператор Вас выслушает и перенаправит звонок в нужную клинику, либо примет заказ на запись к необходимому Вам специалисту.

Реабилитолог – это специалист по восстановительной терапии, необходимой для нормализации состояния здоровья и физического состояния после или на фоне имеющегося тяжелого заболевания, повлекшего за собой нарушение нормальных естественных функций организма. Реабилитолог для восстановления утраченного здоровья и функций в своей работе применяет широкий спектр различных методов терапии, таких, как лечебная физкультура, кинетотерапия, гирудотерапия, фитотерапия, физиотерапия, акупунктура и т.д.

Кто такой реабилитолог?

В настоящее время имеется путаница в понятийном пространстве, так как термин «реабилитолог» используется многими людьми, организациями и учреждениями, но вкладывают они в него различный смысл и содержание. Так, многие считают реабилитологами массажистов, имеющих высшее образование. Другие полагают, что это специалисты-психологи, занимающиеся психо-социальной и эмоциональной реабилитацией пациентов, столкнувшихся с трудными жизненными обстоятельствами. Третьи полагают, что реабилитологи – это доктора, занимающиеся проблемами реабилитации и нормализации жизни инвалидов. Подобный перечень можно продолжать довольно долго, однако, несмотря на широчайший разброс мнений по поводу того, кем же является реабилитолог, большинство подобных суждений далеки от истины. Мы рассмотрим с позиций медицинской науки и структуры здравоохранения в России, кто считается реабилитологом, что вкладывается в суть этого термина, какие функции он выполняет.
Итак, в Российской Федерации реабилитологом считается врач-специалист, получивший специализацию по реабилитационной медицине в ординатуре или прошедший переподготовку по реабилитационной медицине с условием того, что в прошлом окончил интернатуру/ординатуру по специальностям «Анестезиология-реаниматология», «Гериатрия», «Детская онкология», «Детская хирургия», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Неврология», «Нейрохирургия», «Неонатология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Рефлексотерапия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Физиотерапия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология», «Акушерство и гинекология», «Гастроэнтерология», «Кардиология», «Нефрология». Таким образом, очевидно, что реабилитолог – это врач, прошедший специализированную подготовку.

В настоящее время на обиходном уровне реабилитологами считают врачей-физиотерапевтов, мануальных терапевтов, рефлексотерапевтов, ортопедов, неврологов, работающих по методу акупунктуры и т.д., то есть любых специалистов, которые занимаются практикой реабилитации больных с различными стойкими нарушениями здоровья. К сожалению, это не совсем верно. Дело в том, что врач-реабилитолог – это специалист, который занимается как бы синтезом, то есть определяет состояние здоровья человека, характер и степень тяжести нарушений, после чего разрабатывает индивидуальный план реабилитации. В такой план реабилитации включаются курсы лечебной гимнастики, физиотерапии, массажа, мануальной терапии, гирудотерапии, фитотерапии, иппотерапии, логопедии, психологической помощи, санаторно-курортного лечения, а также медикаментозной терапии и любых других методик, показавших свою эффективность в восстановлении утраченных функций и нормализации как психического, так и физического здоровья человека. А далее выполнение индивидуального плана реабилитации проводится уже соответствующими врачами-специалистами или специалистами-немедиками.
Иными словами, если в план реабилитации входит лечебная гимнастика, то человек занимается под руководством специалиста по лечебной физкультуре. Если в план лечения входит массаж, то его проводит квалифицированный массажист или мануальный терапевт. Если в план реабилитации входит физиотерапия, то ее проводит физиотерапевт. Если в план реабилитации входит логопедическая коррекция речи, то ее проводит специалист-логопед и т.д. Таким образом, реабилитолог как бы руководит общим ходом реабилитации, назначая те или иные процедуры или манипуляции, отслеживая их эффективность, меняя на другие при необходимости, то есть направляет и регулирует общий процесс, давая соответствующие задачи врачам тех специальностей, в сферу компетенции которых входит проведение нужных пациенту манипуляций.
Поэтому реабилитолога можно считать своего рода координатором усилий врачей разных специальностей, которые могут проводить манипуляции и процедуры, нужные для восстановления здоровья пациента. Но так как каждый врач владеет информацией только о процедурах, проводимых им, он не в состоянии комплексно назначить еще и другие манипуляции, которые могли бы оказаться полезными для конкретного больного. А вот врач-реабилитолог как раз владеет всей совокупной информацией о самых разных манипуляциях, проводимых врачами разнообразных специальностей, которые могут быть полезны для восстановления здоровья конкретного больного. И, соответственно, реабилитолог может назначить комплексное лечение, привлекая для его выполнения специалистов самого разного профиля, что позволяет добиваться высоких результатов.
Но на обиходном уровне реабилитологом считают врача какой-либо специальности, который непосредственно занимается выполнением различных манипуляций, направленных на реабилитацию и восстановление здоровья пациента. Например, если человеку необходима реабилитация после перенесенного инсульта, то этим занимаются, как правило, врач-невролог. Соответственно, того доктора-невролога, который проводит реабилитационную терапию после инсульта, считают реабилитологом-неврологом. Однако, как было сказано выше, это не совсем верно. Любой врач-специалист является доктором именно по своей специальности, а не реабилитологом. А если он занимается реабилитационными методиками, то все равно остается неврологом, терапевтом, специалистом по спортивной медицине и т.д., а не реабилитологом, так как может выполнить только манипуляции, входящие в сферу его профессиональной компетенции. Такой доктор не может включить в комплекс реабилитации методики, которые сам не выполняет, и которые не входят в его компетенцию.

Реабилитологи в России

В настоящее время в России имеется уникальная ситуация – при высокой востребованности врачей-реабилитологов квалифицированных специалистов очень мало. Если среди врачей-неврологов, ортопедов, врачей спортивной медицины, а также психологов есть специалисты, в своей работе в основном занимающиеся разнообразными реабилитационными методиками, то именно реабилитологов с синтетическими и координационными функциями практически нет. То есть налицо ситуация, когда среди врачей различных специальностей имеются доктора, занимающиеся направлением именно реабилитации, а вот того, кто бы координировал и объединял их усилия – нет. Фактически каждый выполняет свои методики и манипуляции, дает отдельные советы, но вот комплексной реабилитации нет, так как отсутствует всесторонний план реабилитации с привлечением разных специалистов. Но, тем не менее, даже такое положение вещей лучше, чем ничего, так как каждый специалист может выполнить свою работу, улучшить состояние здоровья больного и направить его к другому доктору, который выполняет иные манипуляции, также способные помочь пациенту.
Однако в последние годы ситуация именно с врачами-реабилитологами, а не докторами различных специальностей, работающих с реабилитационными методиками, улучшается. Во многих многопрофильных больницах и поликлиниках открываются целые отделения или кабинеты реабилитации. Заведуют такими отделениями именно врачи-реабилитологи, а в штате состоят физиотерапевты, инструкторы лечебной физкультуры, мануальные терапевты, массажисты, фитотерапевты, гирудотерапевты, рефлексотерапевты, логопеды, психологи и т.д. Поэтому, если человек желает обратиться за качественной реабилитацией после перенесенной тяжелой болезни, травмы или на фоне тяжелой неизлечимой патологии, следует узнать, в какой больнице или поликлинике города имеется отделение или кабинет реабилитации. Лучше всего обращаться именно в такое специализированное отделение/кабинет, где врач-реабилитолог составит индивидуальный план реабилитации и укажет, какие именно методики следует включить в восстановительное лечение. А вот пройти курс таких указанных реабилитологом методик можно не только на базе медицинского учреждения, в котором он работает, но и в частных центрах, в санаториях и т.д. Рассмотрим, в каких учреждениях можно найти докторов отдельных специальностей, работающих в сфере реабилитации.

Детский реабилитолог

Под детским реабилитологом обычно подразумеваются врачи различных специальностей, которые занимаются восстановительным лечением детей-инвалидов (аутистов, страдающих детским церебральным параличом, перенесших тяжелые родовые или любые другие травмы, инфекционные заболевания и т.д.). Наиболее часто в направлении детской реабилитации работают врачи-неврологи, доктора спортивной медицины, физиотерапевты, рефлексотерапевты, кинезиологи, гирудотерапевты, мануальные терапевты. Также с детьми, требующими реабилитационного лечения, работают и специалисты-немедики, такие, как логопеды, психологи, иппотерапевты, учителя-дефектологи и др.
С целями улучшения или восстановления здоровья (в зависимости от возможностей организма ребенка) в практике детской реабилитации наиболее часто применяются лечебная физкультура, массаж, мануальная терапия, физиотерапия (электрофорез, водолечение, фонофорез, магнито-импульсная терапия и др.), развитие творческих способностей (лепка, рисование), улучшение речи, иппотерапия, метаболическая терапия (прием витаминов, минералов, аминокислот).
В принципе, родители вынуждены обычно искать специалиста, который занимается имеющейся у ребенка проблемой, и обращаться к нему уже прицельно. То есть если у ребенка нарушение речи или задержка речевого развития, то обращаются к специалистам-логопедам, неврологам-речевикам и т.д. Если у ребенка патология опорно-двигательного аппарата, то обращаются к ортопедам, физиотерапевтам, мануальным терапевтам и т.д. Таким образом, в каждом конкретном случае реабилитологом оказывается врач, который прицельно специализируется на лечении определенных нарушений у детей.

Невролог-реабилитолог (реабилитолог после инсульта)

Термином неврологов-реабилитологов обычно называют тех врачей-невропатологов (записаться), которые специализируются в области восстановительной терапии после или на фоне различных неврологических заболеваний, таких, как, например, последствия перенесенного инсульта, детский церебральный паралич, перинатальная энцефалопатия, невриты, полиомиелиты, энцефалиты и т.д. Такие доктора обычно не занимаются всеми остальными аспектами своей специальности, так как прицельно специализируются именно на реабилитационной терапии. Чаще всего неврологи-реабилитологи работают либо в частных медицинских центрах, либо в медицинских центрах, открытых общественными организациями, либо в крупных государственных медицинских учреждениях, работающих по направлению реабилитационного лечения.

Тренер-реабилитолог (спортивный реабилитолог)

Под названием тренера-реабилитолога в обиходе обычно подразумевается врач спортивной и восстановительной медицины, занимающийся различными направлениями и вариантами лечебной гимнастики/физкультуры. Можно даже сказать более широко – тренер-реабилитолог занимается восстановлением здоровья при помощи различных двигательных методик.

Психолог-реабилитолог

Под данным термином обычно подразумевается специалист в области психологии, оказывающий помощь в сложных жизненных ситуациях взрослым и детям. Психолог-реабилитолог помогает пережить психотравмирующие ситуации, выйти из них полноценным человеком без страхов, панических атак, чувства вины и т.д.

Где осуществляется реабилитация?

В настоящее время реабилитационное лечение осуществляется государственными и частными медицинскими учреждениями, в которых организовано отделение или кабинет реабилитации. В зависимости от степени тяжести состояния человека, реабилитация может проводиться в три этапа:
1. Первый этап проводится в острый период заболевания или травмы на базе отделения реанимации или отделения, в котором проводится терапия имеющейся у человека патологии (например, неврологии, травматологии и ортопедии и т.д.). На этом этапе реабилитационные мероприятия немногочисленны, и направлены на минимизацию последствий заболевания, то есть на то, чтобы после выздоровления или наступления ремиссии (при хронической патологии) у человека оказались минимальные нарушения здоровья, которые потом можно будет устранить путем длительного планового реабилитационного лечения. Например, при инсульте в остром периоде реабилитационные мероприятия направлены на то, чтобы участок повреждения мозга оказался минимальным, так как в этом случае после нормализации кровообращения в центральной нервной системе человек встанет с минимальным набором последствий (таких, как паралич, расстройство речи и т.д.);
2. Второй этап медицинской реабилитации проводится после стихания острого патологического процесса (в период ремиссии хронического заболевания), в начале выздоровления после острой травмы или заболевания, а также в период остаточных явлений после перенесенного заболевания. Второй этап реабилитации проводится уже на базе специализированных реабилитационных отделений или центров, в которые пациента направляют из поликлиники или непосредственно из больницы, где проводилась терапия острого состояния;
3. Третий этап реабилитации проводится в периоды ремиссии при хронических заболеваниях, в том числе инвалидности, а также в поздний восстановительный период после перенесенных тяжелых травм и заболеваний. Третий этап реабилитации проводится на базе поликлиник или специальными выездными бригадами на дому (если человек не в состоянии посещать поликлинику для прохождения курса терапии).
То есть сначала реабилитация осуществляется в отделении, в котором лежит человек и получает лечение по поводу имеющегося заболевания, затем его переводят в специализированное отделение реабилитации или реабилитационный центр, где проводят необходимую реабилитационную терапию в условиях стационара. И только после этого пациента выписывают и направляют на реабилитацию в условиях поликлиники или на дому приходящими специалистами.
Если пациент после выписки из реабилитационного отделения/центра в состоянии посещать поликлинику, то дальнейшие мероприятия по реабилитации проводятся на базе кабинетов физиотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, мануальной терапии/массажа, психотерапии, логопедии, водолечения, аэротерапии и т.д. Если пациент не в состоянии посещать поликлинику, то реабилитационные мероприятия осуществляются на дому выездными бригадами, в которые входят соответствующие специалисты.
Если после выписки из больницы, где проводилось лечение основного заболевания, пациент не имеет реабилитационного потенциала (восстановление утраченных функций невозможно) и не может себя обслуживать (полностью зависит от окружающих), то все реабилитационные мероприятия проводятся на базе специализированных отделений или центров в стационарах, где персонал может ухаживать за больным круглосуточно.
Необходимо знать, что реабилитация проводится независимо от длительности заболевания, но при условии, что имеется вероятность восстановления (полного или частичного) утраченных функций.

Как и кого направляют к реабилитологу?

К врачу-реабилитологу направляет либо врач отделения, в котором проводилось лечение острой фазы заболевания, либо участковый терапевт (для детей педиатр), либо врач поликлиники, у которого на учете состоит пациент по поводу хронической патологии. При направлении к реабилитологу пациенту на руки обязательно выдается выписка из истории болезни (из стационара, где проводилось лечение острой фазы) или амбулаторная карта (карточка из поликлиники). Также на руки обязательно дается направление, в котором указывается основной и сопутствующие диагнозы, а также результаты всех выполненных анализов и инструментальных обследований (УЗИ, рентген, томография, ЭКГ и т.д.).

Если пациенту нужно круглосуточное наблюдение со стороны специалистов, или необходима реабилитация высокой интенсивности, или же больной нуждается в помощи окружающих для самообслуживания, передвижения и общения, то его направляют на реабилитацию в стационар (больницу), где имеется соответствующее отделение, или же в специализированный реабилитационный центр.
Если же для реабилитации не нужны высокоинтенсивные методы терапии и пациент не нуждается в посторонней помощи для самообслуживания и передвижения, то на реабилитацию его направляют в поликлинику, в которой имеется соответствующий кабинет/отделение.
Если же пациенту, который самостоятельно не может передвигаться и ориентироваться в пространстве, необходима длительная реабилитация, но для нее не требуются высокоинтенсивные методы терапии, то его также направляют в поликлинику, где, в свою очередь, организуется выездная бригада специалистов, проводящая необходимые манипуляции на дому.
Когда пациент попадает к реабилитологу, врач определяет факторы риска и ограничения на те или иные виды реабилитационных мероприятий, разрабатывает индивидуальную схему реабилитации, постоянно следит за состоянием больного и происходящими изменениями, при необходимости дополняя или сокращая схему терапии. Если пациенту необходимы какие-либо реабилитационные методы терапии, которые не проводятся на базе медицинского учреждения, то реабилитолог рекомендует назначение таких способов лечения и дает направление в учреждение, где они проводятся (это может быть специализированный реабилитационный центр, санаторно-курортное учреждение и т.д.).
В процессе проведения реабилитации врач-реабилитолог может направить пациента на отдельную консультацию к физиотерапевту, врачу лечебной физкультуры, рефлексотерапевту, мануальному терапевту, неврологу, травматологу-ортопеду, массажисту, фитотерапевту, гирудотерапевту, эрготерапевту, кинезиологу, психологу, логопеду, учителю-дефектологу, чтобы последние с учетом состояния больного и перспектив реабилитации, назначили необходимые курсы терапии по своим специальностям. Кроме того, консультация отдельных специалистов может назначаться для решения вопроса о том, можно ли проводить те или иные манипуляции пациенту, если у него имеются какие-либо противопоказания.

Что делает реабилитолог?

Врач-реабилитолог в рамках своей работы производит следующие действия:

  • Оценка текущего состояния пациента путем изучения особенностей его питания, физических параметров тела (рост, вес, окружность живота, грудной клетки и т.д.), двигательных функций и работы опорно-двигательного аппарата;
  • Выявление степени нарушения функций со стороны различных систем (нервной, опорно-двигательной и т.д.) и определение потенциала реабилитации (насколько высока вероятность восстановить или улучшить утраченные функции);
  • Оценка степени нарушения бытовых и профессиональных навыков, а также ограничений активности в бытовой, социальной и профессиональной сфере;
  • Оценка функции и эффективности внешнего дыхания у людей с нарушениями работы нервной и опорно-двигательной системы;
  • Оценка рисков, обусловленных проведением реабилитационной терапии (насколько безопасно проводить реабилитацию, какие осложнения она может повлечь, насколько они опасны и т.д.). Наиболее тщательно оценивается риск возникновения тромбозов, тромбоэмболий, аритмий, ишемии миокарда, переломов, ушибов, растяжений, усиления психомоторной возбудимости;
  • Оценка различных факторов, которые могут ограничить проведение реабилитационных программ (например, наличие аллергий на медикаменты, противопоказаний к каким-либо процедурам, манипуляциям и т.д.);
  • Оценка функционального резерва организма человека (насколько можно восстановить утраченные или пострадавшие функции);
  • Оценка состояния высшей нервной деятельности и эмоциональной сферы (имеется ли депрессия, панические атаки и другие психические расстройства, а также насколько пациент адекватен действительности);
  • Оценка факторов окружающей среды, которые могут влиять на успех реабилитации;
  • Разработка индивидуальной программы реабилитации, в которую включаются прием лекарственных препаратов и доступные немедикаментозные манипуляции (массаж, иглоукалывание, физиотерапия, лечебная физкультура, психотерапия и т.д.);
  • Адаптация пациента к условиям окружающей среды (рекомендации по использованию дополнительных средств передвижения, протезов, ортезов и т.д.);
  • Контроль за проведением реабилитационной программы;
  • Оценка эффективности реабилитационной программы с ее корректировкой при необходимости;
  • Направление пациента на необходимые инструментальные и лабораторные обследования;
  • Направление пациента на лечение в специализированные отделения стационара в случаях обострения хронического заболевания или ухудшения состояния.

Таким образом, врач-реабилитолог занимается диагностикой и комплексным лечением любых ограничений в жизнедеятельности (как в быту, так и в профессиональной сфере) и расстройств функционирования различных систем и органов вследствие любых перенесенных или имеющихся хронических патологий/травм.
То есть врач-реабилитолог проводит исследование следующих функций для определения степени нарушений и последующего составления плана реабилитации:

  • Постуральная функция;
  • Опорные структуры и функция;
  • Возможность принимать различные простые позы;
  • Функция перемещения тела с регистрацией параметров кинематики в трех плоскостях;
  • Функция ходьбы;
  • Функционирование верхних и нижних конечностей;
  • Функция координации движений;
  • Функция выносливости;
  • Функция восприятия;
  • Функция глотания;
  • Функция обмена веществ (метаболометрия);
  • Выделительная функция (дневник мочеиспусканий и дефекации);
  • Высшая нервная деятельность (исследование памяти, внимания, мышления, речи, управляющих функций, способности к обучению);
  • Оценка способности к выполнению общих требований и применению полученных знаний;
  • Оценка способностей к коммуникации, самостоятельности в обществе, выделению главного в жизни, ведению общественной и гражданской жизни;
  • Исследование способностей к самообслуживанию;
  • Выявление повышенной тревожности и депрессии;
  • Исследование нейрофизиологических параметров.

В подчинении у реабилитолога находятся врачи и немедики следующих квалификаций, непосредственно осуществляющие проведение необходимых реабилитационных манипуляций:
Реабилитационные мероприятия, назначаемые и контролируемые реабилитологом, осуществляются в следующих профильных специализированных кабинетах соответствующими специалистами-врачами и немедиками:

  • Кабинет лечебной физкультуры;
  • Кабинет кинезиотерапии;
  • Кабинет механотерапии и роботомеханотерапии;
  • Зал для кардиотренировок;
  • Зал для силовых тренировок;
  • Зал для постурального тренинга;
  • Зал для террентерапии;
  • Зал мелкой моторики;
  • Зал эрготерапии;
  • Зал для тренировок с биологической обратной связью;
  • Бассейн для гидрокинезиотерапии, занятий на подводных тренажерах, водной гимнастикой, подводного вытяжения и лечебного плавания;
  • Кабинет гипербарической оксигенации;
  • Кабинет физиотерапии с теплолечебницей и водолечебницей;
  • Кабинет массажа;
  • Кабинет рефлексотерапии;
  • Кабинет мануальной терапии;
  • Кабинет фониатрии;
  • Кабинет психотерапии, в котором имеется оборудование для проведения сеансов музыкотерапии, телесноориентированной терапии, релаксации, арт-терапии и групповых занятий;
  • Кабинет фитотерапии;
  • Кабинет логопедии;
  • Кабинет трудовой терапии;
  • Кабинет бытовой терапии.

Кроме того, врачом-реабилитологом или любым специалистом в области реабилитации для диагностики пациента могут использоваться любые службы и отделения поликлиники. Чаще всего врачи и немедики из отделения реабилитации назначают лабораторные анализы, УЗИ, томографию, рентген или иные необходимые инструментальные методы обследования (например, определение слуха, остроты зрения и т.д.).
Также в структуру отделений реабилитации и в стационарах, и в поликлиниках входит подразделение, занимающееся ремонтом ортезов и средств передвижения.

Абилитация

Смотреть что такое «Абилитация» в других словарях:

  • Абилитация — (от лат. habilis быть способным к чему либо) первоначальное формирование способности к чему либо. Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации возвращения способности к чему… … Педагогический терминологический словарь

  • абилитация — 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Источник: СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Абилитация — система лечебно педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможностей учиться, трудиться и… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Абилитация — (лат. а – отрицание habillis – удобный, приспособленный). Лечебные и социальные мероприятия, направленные на улучшение физических и психических возможностей инвалида с рождения или с раннего детства, содействующие его адаптации к жизни … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Абилитация — комплекс мер (услуг), направленных на формирования новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Реабилитация (медицина) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реабилитация. Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических,… … Википедия

  • Реабилитация медицинская — Реабилитация (франц. rehabilitation от лат. re врозь + habilis удобный, приспособленный) в медицине комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и… … Википедия

  • СП 150.13330.2012: Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования — Терминология СП 150.13330.2012: Дома интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования: 3.1 абилитация : Медико социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию их к жизни. Определения термина из разных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Инвалидность — Запрос «Инвалид» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Инвалидность … Википедия

  • Афанасьев, Мстислав Платонович — Мстислав Платонович Афанасьев Дата рождения: 14 января 1967(1967 01 14) … Википедия

Врач-реабилитолог

Что это за профессия, какое образование требуется и где нужно учиться, а также уровень заработной платы и перспективы.

Средняя заработная плата: 50000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 54% Оплачиваемость 62% Конкуренция 58% Входной барьер 71% Перспективы 64%

Задача реабилитолога – оказание помощи в восстановлении функций организма, полностью или частично утраченных в результате неблагоприятного процесса разрушительной силы, в частности, заболевания или травмы. Это медицинская профессия, требующая обязательного многопланового обучения. Выполнять обязанности в сфере реабилитологии могут специалисты со средним и высшим профильным образованием.

История

Понятие «реабилитация» используется в медицине в случаях, когда речь идет о восстановлении здоровья, нарушенного в результате врожденного дефекта, приобретенной болезни или травмы. Оно известно еще с древних времен. Греческие и римские врачи широко применяли физические упражнения и трудовую терапию в комплексе лечебных мероприятий.

Реабилитация может проводиться для восстановления разных функций:

  • физических (бытовые навыки, трудоспособность);
  • психологических (эмоциональное равновесие);
  • социальных (возможность занять определенное место в обществе).

В Средневековье изучению процессов реабилитации уделялось мало внимания. Если человек, например солдат, получал увечья, он отправлялся на пенсию в статусе инвалида и нередко вынужден был выполнять простую и низкооплачиваемую работу, поскольку к прежней должности вернуться не мог.

В России становление реабилитологии как науки началось с XIX века. В это время вошло в обиход понятие «частичная трудоспособность»; рабочие, получившие травму по вине нанимателя, например из-за плохих производственных условий, могли требовать компенсации через суд, а врачи активно изучали новые методы улучшения физического здоровья у получивших увечья больных.

С 1933 года реабилитология в России стала самостоятельным направлением медицины. Появились ВТЭК (врачебно-трудовые экспертные комиссии), в течение нескольких десятков лет сформировалась сеть профильных центров с базой, состоящей из стационаров, поликлиник и санаториев.

В это же время появилась и новая профессия – врач лечебной физкультуры (ЛФК). Сегодня эти специалисты могут работать в сфере физической и реабилитационной медицины, занимаясь, в том числе, ведением пациентов со спортивными травмами.

Описание и характеристика профессии

Реабилитолог – это специалист с высшим медицинским образованием, врач, занимающийся курацией (ведением) больных с нарушениями трудоспособности, физической активности. Он разрабатывает план лечебных мероприятий и сотрудничает:

  1. С лечащими врачами, направившими больного.
  2. С диагностами, помогающими провести комплексное обследование (лабораторные, инструментальные методы).
  3. Со средним медицинским персоналом.
  4. Со специалистами по массажу.
  5. Со спортивными тренерами, имеющими подготовку в качестве инструкторов по лечебной физкультуре.

Таким образом, только врач может быть реабилитологом. Иногда так называют себя немедицинские специалисты, к примеру массажисты, но законное право работать в больницах и поликлиниках, санаториях и восстановительных центрах в этой должности имеют лишь врачи, причем прошедшие профильное обучение.

Есть также профессия медицинской сестры отделения реабилитации. Она принимает непосредственное участие в процессе осуществления мероприятий комплексного плана терапии, наблюдает за больными и контролирует адекватность и переносимость ими нагрузки при использовании различных восстановительных методов. Работает под руководством врача, может сотрудничать с массажистами, спортивными инструкторами.

Специальности, вузы и предметы ЕГЭ

Чтобы стать реабилитологом, необходимо:

  1. Поступить в медицинский ВУЗ.
  2. Пройти обучение на факультете «Лечебное дело» или «Педиатрия».
  3. Освоить учебную программу ординатуры «Физическая и реабилитационная медицина».

Все медицинские вузы России проводят набор на факультеты лечебного дела и педиатрии, но программы для специалистов восстановительной медицины разработаны не везде. Профессию реабилитолога можно получить, например в таких столичных и региональных вузах:

Для поступления в мединститут на ЕГЭ сдавать химию, биологию, русский язык.

Практикующие врачи могут пройти профессиональную переподготовку в течение нескольких месяцев. Курсы реабилитологов проводят профильные кафедры медицинских вузов на факультетах последипломного образования.

Обязанности

Врач, который занимается реабилитацией, должен:

  1. Оценить состояние больного и его перспективы на полное или частичное восстановление утраченных функций организма.
  2. Взаимодействуя с лечащим врачом, провести полное обоснованное обследование.
  3. Разработать индивидуальный план реабилитации (лечебная физкультура, рефлексо-, физио- и трудотерапия).
  4. Уметь использовать оборудование для восстановительных процедур (ванны, гимнастические комплекты, различные аппараты).
  5. Направить пациента со стойкими нарушениями на медико-социальную экспертизу.
  6. Вести профильную документацию.

Также в задачи реабилитолога входят контроль эффективности применяющихся методов и при необходимости коррекция схемы назначений. Если больному нужна помощь специалиста в области психотерапии, врач обеспечивает его консультации.

В сферу компетенции реабилитолога входит также:

  • выбор двигательного режима;
  • использование изделий медицинского назначения (например, тренажеров) по показаниям;
  • консультирование родственников или опекунов больного по вопросам ухода за ним и содействия в реабилитации.

При необходимости врач оказывает неотложную медицинскую помощь.

Кому подходит профессия

Становиться реабилитологом стоит тем, кто:

  1. Легко налаживает контакт с людьми.
  2. Обладает стрессоустойчивостью и эмоционально стабилен.
  3. Готов работать с пожилыми пациентами.
  4. Умеет убеждать и вселять доверие, надежду.
  5. Готов постоянно совершенствоваться в профессии.

Нужно быть готовым к тому, что реабилитологи часто сталкиваются с больными, прогноз которых нельзя назвать утешительным. Их пациентами могут быть люди, не имеющие шансов на полное восстановление важных функций организма, психологически напряженные и тревожные. Они не всегда готовы к длительной, порой болезненной терапии, им требуется мотивация и поддержка – поэтому специалист должен быть терпеливым, сдержанным и спокойным.

Реабилитолог должен в совершенстве знать анатомию и физиологию, ориентироваться во всех направлениях медицины и классификации заболеваний.

Без этого он не сможет качественно оказывать медицинскую помощь и профессионально развиваться. Также необходимо помнить об индивидуальном подходе к каждому пациенту, тщательному анализу его случая. Задача реабилитолога – достичь наиболее удовлетворительных результатов, максимально повысить качество жизни больного. Это требует профессионализма, интереса к поставленным целям, вдумчивости и поддержания контакта с врачом, направляющим человека на восстановительный курс.

Заработная плата

Средняя цифра для врача-реабилитолога колеблется в пределах от 15 до 70 тысяч рублей. Уровень заработка зависит от нескольких факторов:

  • места трудоустройства;
  • графика и нагрузки;
  • спектра обязанностей;
  • владения техниками массажа;
  • наличия сертификата по специальности «физиотерапия», «неврология».

Средняя заработная плата реабилитолога составляет 37 700 рублей в месяц.

В частных центрах оплата труда обычно выше, неплохие вакансии можно найти и в государственных учреждениях, но, как правило, только в крупных городах. Разумеется, более высоким заработок будет у тех врачей, которые совмещают деятельность реабилитолога с консультациями по смежной специальности, прежде всего, по неврологии.

Как строить карьеру

Реабилитолог может стать:

  1. Заведующим отделением.
  2. Преподавателем кафедры.
  3. Научным сотрудником (при поступлении в аспирантуру).

Есть также врачи, выбравшие путь индивидуальных предпринимателей. Они оказывают медицинские услуги в качестве частного лица, могут открывать кабинеты в клиниках или практиковать как массажисты.

Обязательное условие для реабилитолога – непрерывное повышение квалификации в виде:

  • посещения курсов;
  • прослушивания лекций;
  • использования информационных пособий – учебников, профильных медицинских журналов.

Врачи могут при желании менять специализацию или сужать спектр деятельности для более глубокого изучения профиля работы – например, заниматься только вопросами спортивной медицины или кардиологии.

Перспективы профессии

Получив специальность реабилитолога, врач может работать в таких учреждениях как:

  1. Больница.
  2. Поликлиника.
  3. Санаторий.
  4. Реабилитационный центр.
  5. Спортивный клуб.
  6. Пансионат для престарелых.
  7. Военный госпиталь (в том числе для ветеранов).

Реабилитолог осуществляет консультативно-лечебную деятельность, работает с пациентами разных возрастных категорий, в том числе с детьми и пожилыми людьми, а также больными, имеющими врожденные патологии. Он может самостоятельно заниматься массажем, физиотерапией, вести занятия по лечебной физкультуре.

Врачи-реабилитологи востребованы и в России, и за рубежом, поэтому специальность считается достаточно перспективной. Кроме того, она интересная, многоплановая, предполагающая постоянное профессиональное развитие.

Учитель-реабилитологДолжностная инструкция

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Инструкция для должности «Учитель-реабилитолог», представленная на сайте www.borovik.com, соответствует требованиям документа — «СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 80. Социальные услуги. (С изменениями, внесенными согласно приказу Министерства труда и социальной политики N 274 от 24.07.2006 г.)», который утвержден приказом Министерства труда и социальной политики Украины 14.10.2005 г., N324.
Статус документа — ‘действующий’.

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность «Учитель-реабилитолог» относится к категории «Профессионалы».

1.2. Квалификационные требования — полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист) без требований к стажу работы.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
— основы действующего законодательства Украины об образовании, социальной защите;
— Конвенцию о правах ребенка;
— нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии;
— государственные социальные гарантии, Государственный стандарт образования, программно-методические документы и материалы для работы с детьми;
— теорию и практику коррекционно-реабилитационных процессов и развития детей;
— цели, принципы реабилитации детей, содержание их обучения и воспитания;
— общие и специальные психолого-педагогические дисциплины;
— эффективные методы, формы, приемы реабилитационной работы, коррекционного и компенсирующего обучения и воспитания;
— индивидуальные особенности и характеристики детей;
— правила использования технологических средств и оборудования учебных кабинетов, классов, спортивных и игровых залов, специализированных помещений, которые созданы для реабилитационной и коррекционной работы;
— современные достижения науки и практики в соответствующих областях реабилитации;
— нормативные документы по охране здоровья детей;
— основы социальной работы с общественностью и семьей;
— основы управления и организации коррекционно-реабилитационных процессов в массовых и специализированных учреждениях для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии;
— этические нормы и правила организации обучения и воспитания детей;
— нормы и правила ведения психолого-педагогической, реабилитационной и статистической документации.

1.4. Учитель-реабилитолог назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Учитель-реабилитолог подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Учитель-реабилитолог руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Учитель-реабилитолог во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Определяет в соответствии с государственными стандартами образования, планов, методик, индивидуальных программ и рекомендаций цель, содержание и порядок учебно-реабилитационной работы в массовых и специализированных учреждениях для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

2.2. Выбирает эффективные формы и проводит по расписанию и графиками учебные, воспитательные, социально-адаптационные, реабилитационные, коррекционные, компенсирующие мероприятия и занятия.

2.3. Создает учебно-воспитательные ситуации, знакомит с явлениями, фактами и событиями, происходящими в обществе, природе, быту, характеризует, толкует и оценивает их, прививает навыки и умения, необходимые для жизни в обществе.

2.4. Ведет психолого-педагогические наблюдения, изучает и фиксирует динамику развития, анализирует особенности физических и умственных достижений ребенка.

2.5. Принимает участие в тестировании.

2.6. Сотрудничает со специалистами, которые разрабатывают индивидуальные методы и приемы коррекционно-реабилитационной работы: врачами, психологами и физиологами, дефектологами (логопедами, сурдопедагогами, тифлопедагогами, олигофренопедагогами), диетологами, специалистами по физической реабилитации и другими работниками с коррекционно-реабилитационной работы, координирует их деятельность.

2.7. Обеспечивает совместно с другими работниками здоровые и безопасные условия обучения, воспитания и труда.

2.8. Привлекает членов семьи ребенка к участию в учебно-реабилитационной работе, правильного использования приемов психолого-педагогической коррекции личности, применение восстановительных занятий и упражнений, преодоление физических или умственных недостатков, недостатков и негативных привычек.

2.9. Предоставляет консультации по вопросам коррекционно-реабилитационных процессов.

2.10. Руководит помощниками и ассистентами учителя-реабилитолога.

2.11. Организует выполнение индивидуального плана реабилитационной работы с ребенком в учреждении и семье.

2.12. Осуществляет надзор за обучением и воспитанием детей в дошкольных учреждениях и школах по месту их проживания.

2.13. Защищает честь и достоинство детей, создает атмосферу оптимизма и уверенности в своих силах и будущем.

2.14. Ведет установленную психолого-педагогическую, реабилитационную и статистическую документацию.

2.15. Постоянно повышает профессиональный и общеобразовательный уровень.

2.16. Выполняет профессиональные задачи и обязанности с соблюдением норм этики и морали.

2.17. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.18. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Учитель-реабилитолог имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Учитель-реабилитолог имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Учитель-реабилитолог имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Учитель-реабилитолог имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Учитель-реабилитолог имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Учитель-реабилитолог имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Учитель-реабилитолог имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Учитель-реабилитолог имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Учитель-реабилитолог имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Учитель-реабилитолог несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Учитель-реабилитолог несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Учитель-реабилитолог несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Учитель-реабилитолог несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Учитель-реабилитолог несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Учитель-реабилитолог несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Учитель-реабилитолог несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Массажист-реабилитолог — это гораздо больше и шире, чем массаж…

В основу своей работы, конечно беру хорошо выполненный, качественный массаж, состоящий из разных массажных техник и отточенных годами, добавляются уникальные техники (не относящиеся к массажным), которые подбираются индивидуально и на основе специальной диагностики.

В каждом случае стараюсь разобраться в первопричинах возникновения проблемы из-за которых произошёл сбой в организме, приведший к проблеме (боли).

Также используются средства ЛФК для усиления и/или закрепления результата.

Такой уникальным метод работы позволяет эффективнее (быстрее и качественнее) восстанавливать здоровье, работоспособность и адаптироваться к дальнейшей жизни.

Поэтому я — массажист-реабилитолог!

С чем можно справиться, неполный список.

В своей работе сочетаю различные виды лечебного воздействия:
* Различные техники лечебного массажа;
* Лечебную физкультуру;
* Структуральную остеопатию;

Меня зовут Сергей Алексеевич Щеглов, в массаже у меня более 20 лет опыта в государственных клиниках, коммерческих мед.центрах и частной практики.

Свою практику начал после окончания первых в своей жизни курсов массажа в 1994г., с тех пор постоянно учусь и совершенствуюсь в массаже, лечебных техниках и реабилитации

На сегодняшний день имею среднее медицинское образование (медицинский брат) и высшее физкультурное образование (физическая реабилитация).

Так же есть сертификаты гос.образца по массажу, ЛФК и физиотерапии.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *